Больше рецензий
16 октября 2024 г. 13:16
301
3 Теория познания посредством критики психоанализа Фрейда
РецензияЕсли читателю кажется, что образ "волка", который тут предстает центральным, негативно заряжен, то ему не кажется. И все же есть три причины для такого выбора:
1. В представленном для разбора центральном сновидении, к которому позже я еще вернусь, фигурируют волки.
2. Волк - символ "авторитарности", означающего как "притворной деспотичной инстанции".
3. Волк - нечеловеческое существо и выражает очищение познания от чувственной сферы как очищение от человеческого ("тело без органов").
Таким образом на первый план выходит противопоставление, имеющее гносеологическую природу. Некие множества, они же машины (экстенсивные vs интенсивные, молярные vs молекулярные, масса и стая), "которые [по словам авторов] не лучше, чем дуализм Единого и многого" и восходят к гегелевским категорям качества и количества.
Это эссе, идущее второй главой сразу после "Ризомы" во второй книге "Капитализм и шизофрения" ("Тысяча плато"), как и все остальные эссе можно читать само по себе. Хотя каждое следующее эссе добавит к пониманию, подтвердит или скорректирует его.
Критика на психоанализ Фрейда, а именно его "древовидный" подход к психотерапии - это движущая сила для Феликса Гваттари, как психоаналитика, для написания такой книги. Но психоанализ - не самоцель.
Делёз же как философ, движимый теми же причинами, распространяет применение метода по типу ризома (противопоставляемый "древовидной культуре") помимо психоанализа на искусство и науку "от биологии до лингвистики" ("Ризома").
Выше я упомянула сновидение, которое тут является иллюстрацией поставленной авторами проблемы. Согласно содержанию в сновидении на дереве (! вся "древовидная культура", против гегемонии которой выступают авторы) сидело толи шесть, а толи семь волков... Сновидящий же нарисовал и вовсе пять. Фрейд заморочился бы над количеством волков, упустив момент, что много волков - это стая, тут уже их количество значения не имеет. В этом заключается целостность восприятия, которая отсутствует во фрейдовском подходе, в частности во всех проблемах видеть эдипов комплекс, комплекс кастрации и иже с ними. (В знак протеста именно такому подходу, насколько я понимаю, и возник гештальт-подход, гештальт и есть "целостный образ". Но это я уже добавляю от себя).