Больше рецензий

14 октября 2024 г. 07:58

1K

4 когда все деревья на свете тебе братья и сёстры...

Я совсем иначе прочитал (точнее прослушал) роман объявленной накануне лауреатки Нобелевской премии по литературе из Южной Кореи Хан Ган. Я про её знаменитую «Вегетарианку», которую на родине никто толком не покупал и не читал, а тут перевели на английский и бац! — вручили международного Букера. И авторка проснулась знаменитой.

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Нет, всё я увидел здесь: и патриархальные устои, где мужчины важнее женщин, и протест против насилия и жестокости, который героиня выразила в отказе от мяса, а потом от пищи вообще. Разглядел я тут и семейную катастрофу, и психическое расстройство, и всё то, о чём пишут бесчисленные блогеры и комментаторы этого совсем небольшого романа, состоящего из трёх частей: (1) рассказа от имени мужа и частично самой героини по имени Ёнхе, (2) рассказа от имени её шурина (мужа сестры), (3) рассказа от имени сестры. Но я увидел в этой истории кафкианское превращение сродни Грегору Замзе, который проснулся однажды утром и стал ощущать в себе непреодолимые и бесповоротные метаморфозы. И полное отделение от семьи и от общества в целом.

«Поедание мяса — человеческий инстинкт. А то, что называют вегетарианством, противоречит этому инстинкту. И поэтому оно противоестественно»

Муж выбрал Ёнхе, потом что она была ничем не примечательна: ни красива и не уродлива, ни высока и не низка, ни худа и не толста. Прожив пять лет в браке, она тихо исполняла свои обязанности. Но однажды она проснулась и перестала есть мясо. И сюжет каким-то чудовищным снежным комом с горы несёт нас к пропасти. Вначале непонимание и недоверие, потом жестокость и насилие испытывают близкие к Ёнхе, силой запихивая кусочек свинины в её сопротивляющееся тело во время большого семейного ужина.

«Не будешь есть мясо, тогда съедят тебя»

Ёнхе снились сны, в которых мясо и кровь олицетворяют насилие и жестокость. Она просыпается и перестаёт есть мясные и молочные продукты. Она вспоминает отца и жестокую расправу над псом, который её укусил, а потом отец сварил из него суп (от отрывок меня очень тронул). Безропотная дочь, которая сносила выходки и жестокость отца, превратилась в послушную жену, которой постоянно недоволен муж. С каждой страницей мы чувствуем возрастающую инаковость героини, которая по ходу сюжета превращает её в глазах вначале близких, а потом и общества в сумасшедшую.

«Вдруг осознаёт, что вот таких людей, сошедших с ума, воспринимает уже спокойно. Мирная улица, заполненная толпой нормальных прохожих, время от времени кажется ей непривычной»

Трёхактная трагедия происходящей метаморфозы в середине имеет красивый и откровенный рассказ про отношения Ёнхе с шурином, вольным художником. В семье старшей сестры жена несёт на себе ответственность и зарабатывает на хлеб. Муж же рисует и ищет себя. Он влюбляется в "монгольское пятно" на ягодице героини (эти пятна обычно исчезают после младенчества), а потом разрисовывает тело в яркие магические цветы для своего перформанса. И себя разрисовывает, поддаваясь сексуальному влечению и вступая в связь с Ёнхе. Героиня становится и тут предметом, но уже сексуального насилия со стороны родственника...

«Почему моё тело высыхает и высыхает? Что я собираюсь проткнуть, становясь такой острой?»

В финальной третьей части мы наблюдаем за лечением в больнице уже полностью отказавшейся от пищи и однажды убежавшей в ближайший лес героини. Глазами её сестры видим, как Ёнхе ощущает себя растением или деревом. При этом старшая сестра вспоминает, как в детстве они мечтали убежать из дома и жить среди деревьев. Последняя родная душа, сестра Ёнхе вместе с остальным миром не может принять выбор героини, позволяя врачам издеваться и пытаться сломить её волю.

Этот роман ошеломляет и порой отталкивает своей, как некоторым может показаться, излишней жестокостью по отношению к себе. Одновременно он написан так виртуозно и психологически тонко, метафорично и беспощадно. Роман о превращении человека в прекрасное дерево из-за нежелания оставаться в мире людей. Да. Вот такой роман об экологичности в кафкианском стиле на основании южнокорейской культуры.