Больше рецензий

JewelJul

Эксперт

Books & yoga & singing jazz

13 октября 2024 г. 08:20

202

4 Сила советских инженеров

Необычно было читать производственную повесть, написанную поэтичным языком Паустовского. Ну, как, знаете, читать инструкцию к сборке стола, а там ножки - величественные, столешница - необъятная, гладчайшая и с зеркальной полированной поверхностью. Ну, и до кучи гвозди остры как африканские духовые стрелочки с кураре. Стиль немного не подходит к тематике, но мне все равно понравилось.

Во-первых, место действия - побережье Каспийского моря от Махачкалы и Баку до собственно залива Кара-Богаз-Гол в нынешнем Туркменистане. Это очень рядом с моим нынешним местом проживания (ну ладно, не совсем рядом, но я неоднократно и пролетала над, и находилась совсем около в одном из прикаспийских городов - Актау (ранее Шевченко), который также упоминается в повести). Залив Кара-Бугаз находится на восточном побережье Каспия, вдается загогулиной в пустыню Кара-Кумы, известную советским детям по картинкам на фантике очень вкусных конфет. Но природа и климат у залива совсем не детские, я б сказала, даже вовсе суровые. Только туркмены и казахи-кочевники, привычные к засухам, песку и долгому отсутствию воды могут находиться там долго. Ну еще и отважные советские инженеры с многомиллиардными советскими прожектами по преобразованию сухой пустыни в райский цветущий сад. И у каждого инженера свой план, как же поэффективнее выкачивать из залива богатства: от совсем фантастического использования солнечной энергии до вполне реальных опреснителей морской воды. Они и сейчас работают в Актау, так как своей пресной воды там нет. Но опресненная вода совсем невкусна.

Во-вторых, это все же очень похоже на производственный роман, а я их очень люблю. Автор рассказывает от самого начала известной истории залива, то есть от середины XIX века, когда русский моряк, лоцман и картограф отправляется по заданию Русского географического Общества закрывать белые пятна на карте Каспия, в том числе и Кара-Бугаз. Он входит в сам залив и обнаруживает несметные залежи глауберовой соли. С него и начинается долгая промышленная история района. Многие и многие исследователи, инженеры, геодезисты, промышленники и авантюристы мечтают использовать несметные богатства края: тут и сама глауберову соль залива, который есть природный завод по ее производству. Но завод по добыче соли не может существовать без пресной воды и энергии, вот и ищут фабриканты и министерства способы, как бы подешевле провести сюда нужные ресурсы. А оттого возникает много прожектов, а где много прожектов, там много людей, а где много людей - там много историй.

Особенно меня задела история геодезиста, работавшего в районе Каспия во времена Гражданской войны. Работаешь так себе в Махачкале, мирно измеряешь береговую линию, а тут хоп тебя Белые схватили, в трюм калоши с кучей красных посадили и выкинули на необитаемом острове у почти мертвого залива. Из 600 человек выжило 5, неудивительно, что геодезист немного поехал кукухой. Поехал-то он поехал, но жить остался на Заливе и стал практически легендой. Мне очень нравится, как автор, перепрыгивая через временные пласты, тем не менее, эти пласты соединяет героями. Геодезист из главы второй встречается с престарелым моряком из главы первой, племянник геодезиста уже через 20 лет едет из Москвы опять же на залив, наслушавшись дядюшкиных историй...

Плюс отмечу, что может затриггерить. Политическая позиция автора уж очень видна, потому как все белые вырисованы садистами и тварями, а красные - лапушками-прогрессистами, которым зачем-то сволочи сопротивляются. Да и вообще в наличии большая Вера в Светлое Будущее Коммунизма в целом и Советского Союза в частности. Иногда мне даже завидно. Хотелось бы тоже жить с такой Верой в Строй и в Вождя, помогающей опреснять Каспий, думаю, жилось бы мне намного легче. Незамутненно. Без сомнений. Но книга хороша несмотря на.

Killwish 1/7

Комментарии


Да, Паустовский может)) он практически единственный, в чьем исполнении я могу описания природы читать, хотя обычно их не люблю. Так что верю, что и описание производства / промышленности тоже хорошо.

Мне очень нравится, как автор, перепрыгивая через временные пласты, тем не менее, эти пласты соединяет героями.

Немного напомнило "Повесть о лесах" у него, там он тоже так делает, начиная с Чайковского, а заканчивая уже после Второй мировой, но есть связующие звенья в виде героев и мест.

А что касается политической позиции... Что там с верой в конкретного Вождя, я не знаю, но сама идея социализма и т.д. - это было ему близко. В детстве он жил вполне неплохо, не из самых низов, но потом жизнь сложилась так, что ему рано пришлось самому зарабатывать себе на жизнь, и помню из его воспоминаний, что он испытывал отвращение, когда сталкивался со снобским отношением к себе или кому-то еще, так что испытывать любовь к "привилегированным" слоям у него причин не было... В Гражданской войне добровольно пошел на стороне красных служить. В целом, не думаю, что его вера была "незамутненной", он все это сам прошел и всякое видел с обеих сторон, но выбрал то, что ему ближе.


Мне в целом его слог очень понравился, очень необычные и яркие метафоры. Для людей и природных явлений, конечно, больше подходило, но для исполинских заводов звучало уместно (хоть и странно).

Прикольно, нравится такой прием, буду знать. Повесть в лесах же тебе понравилась? Я вроде забирала, не помню уже :(
А что-то ещё читала у него?

Ну, я под книгу ещё советский видос посмотрела про Кара-Бугаз, и там вот очень уже просвечивает вера в будущее. Впрочем, и в книге ее немало. Про Вождя в книге не было, это я уже про себя утрирую, что, наверное, с такой Верой легче жить... Главное, потом не разочароваться.


Да, он прям обладал каким-то таким вИдением, взгляд художника, что ли... мог интересно и необычно все описать.

Повесть о лесах мне средне, на 4 оценила, но, в целом, она хорошая, просто мне показалось, что там идея о лесе превалирует над историями людей, которые ее как бы "обслуживают", и из-за этого мне меньше понравилось. Но это не проблема книги, скорее, моя)
Но само построение очень похоже на то, что ты описываешь.

Ну, кроме рассказов о природе из школьной программы, читала еще автобиографическую "Повесть о жизни", она большая, в 6 книгах (первую часть "Далекие годы" ты у меня, возможно, забирала даже).

Ну, и, собственно, по этой автобиографической книге я сделала вывод о том, что вера в правильность идеи - да, есть такое. Вера в будущее - возможно, тут под вопросом, потому что там описывались годы перед и во время революции и Гражданской войны и, соответственно, уверенности в том, каким будет будущее, там не ощущается, просто то, как все было, как постоянно все менялось, переходило из рук в руки и т.д... Он на стороне красных явным образом, да, но какой-то слепой веры в их непогрешимость или чего-то подобного я там не помню. Описывается и весь бардак первых лет, и вот это все.
В той же "Повести о лесе" уже да, прочитывается позиция, что стало лучше, чем было, сравнение в пользу текущего общества, но опять же, на конкретных примерах.


Возможно, в автобиографии он полнее эту тему охватывал. В Кара-Бугазе просто видно отношение, а тему про кто прав он не поднимал. Это я уже глаза закатывала. Но это все равно лучше, чем брюзжание и желчность Бунина.

А про видение - да, согласна. Это прям дар и талант, видеть в заводах и промышленности какую-то поэзию))


Да, я понимаю, о чем ты. Но, думаю, мало кто может писать абсолютно нейтрально, все равно те или иные акценты есть почти всегда. Слепухин вот, имхо, один из немногих, кто действительно смог показать взгляд с разных сторон и максимально, как автор, уйти в тень, но все равно, если приглядеться, его отношение к происходящему считывается. Просто оно у него более... объемное, с желанием понять все стороны, это вот круто, конечно.

Ага, он это видел буквально во всем вокруг себя, я, когда его читала, постоянно ловила себя на мысли, что у него вообще другое восприятие окружающего пространства, он как будто все видит образами, или не знаю, как сказать) причем это у него с детства было.


Да, Слепухин крутой автор. Очень. Драйзер еще мб с таким же обширным видением, без желания осудить кого бы то ни было.

Синестетик мб?)) Или такой, художник словами.


Да, Драйзер тоже интересен, но мне в его книги тяжело вчитываться... Та же "Американская трагедия" в итоге вызвала много эмоций и мыслей, но чуть ли не треть книги ушла на то, чтобы к ней привыкнуть, заинтересоваться. А Слепухин прям с первой строки на 100% "мой". Невероятно крутой.

Да, вроде того))


поржала с первого абзаца)))


Лол ну вся книга такая))) эстетика заводов


Звучит прикольно, но пока воздержусь)


Абсолютно для меня не известная страница истории, но пока отложу. Но очень интересно, потому что Паустовский прочно ассоциируется с чудесными описаниями природы) А тут неожиданно такая тема.
Про взгляд незамутненный сомнениями, в котором прочная вера в светлое будущее и в правильность курса партии очень разделяю.


Вот кмк абсолютно твоя тема) должно понравиться
+ да, необычные описания необычной для нас природы


Очень смущает поэтичный язык. Боюсь ржать буду местами))


Да это я утрирую)) просто необычно вместе тематика и поэтика) а так мне понравилось очень даже


Поняла))


Типа такого

Я помнил просьбу Прокофьева навестить геолога Шацкого. Он жил на окраине города, на улице, широкой рекой сливавшейся с гор. По ней шли горцы, шлепая в теплой пыли рваными чувяками и постукивая желтыми ногтями по рукояткам черных кинжалов. Ослы тащили бидоны с молоком, уравновешенные по другую сторону седла толстыми младенцами, засунутыми в ковровые мешки.

Да, красиво. Буду читать)


*радуется*


Вот уж действительно слог автора вывезет любую тему)


Удивительное)