Больше рецензий

12 октября 2024 г. 13:25

120

4.5 Спойлер Это было интересно, интригующе и динамично, но перед прочтением я бы хотела знать об одном «но».

Главный герой романа - Филипп Эшли, молодой мужчина двадцати четырёх лет, становится владельцем поместья из-за внезапной смерти своего старшего брата - Эмброуза. Эмброуз долгое время страдал ревматизмом, поэтому врачи рекомендовали ему на время холодов переехать из Англии заграницу. Там неожиданно закоренелый холостяк Эмброуз женится на своей дальней родственнице - кузине Рэйчел. Эмброуз пишет брату письма, которые со временем становятся наполнены мрачными мыслями: Эмброуз подозревает жену в том, что она хочет его отравить. А затем он действительно умирает. Для Филиппа его смерть становится потрясением, он не верит в официальную причину смерти брата, установленную врачами - опухоль мозга, и считает виновной Рэйчел. Но когда она приезжает в Англию, ненависть Филиппа к незнакомой женщине очень быстро сменяется влюблённостью.

Автор очень грамотно создаёт напряжённую атмосферу и подробно прописывает героев, которые своим поведением вызывают бурю эмоций. Я симпатизировала Филиппу и переживала за него каждый раз, когда он принимал спорные решения, касающиеся кузины Рэйчел. Я оправдывала его наивность недостатком жизненного опыта и мягким характером, но потом мне стало тошно от его поведения. Да, Филипп молод и никогда не имел опыта общения с женщинами, но он образован и социализирован. Неужели он хотя бы в книгах или на примере других людей не мог получить некоторое понимание об осмотрительном и осторожном поведении? Филипп очень импульсивен и не слишком много времени уделяет анализу поступков окружающих его людей, и мне кажется, он стал бы легкой мишенью и в сорок, и в шестьдесят лет.

Кузина Рэйчел вызывала подозрения с самого первого своего появления на страницах романа. Слишком милы и морально правильны были её высказывания и поступки в начале романа. Чем сильнее Филипп очаровывался кузиной, тем очевиднее для меня проявлялись её хитрость и коварство. Она нашла ключ к Филиппу, и блестяще им манипулировала. Весь роман автор усиливал это впечатление: в какой-то момент у меня не осталось сомнений в природе Рэйчел, мне хотелось побыстрее добраться до разоблачения коварной женщины. И что происходит в итоге? Автор мимолетно добавляет в повествование детали, из-за которых начинаешь сомневаться в злой сущности кузины.

Как бы мне хотелось, чтобы на обложках некоторых романов ставилась пометка «Осторожно, открытый финал!». В подростковом возрасте я бы с одухотворенным видом радовалась тому, что автор предоставляет мне право применить все свои имеющиеся малые интеллектуальные резервы и сформировать собственную версию произошедшего в книге (о да, то самое придумывание смыслов, о которых автор и не догадывался). Но сейчас я стала проще, и, если в книге есть даже маленький намёк на какую-то тайну, то, пожалуйста, дайте мне ответы (они могут меня не удовлетворить, но пусть просто будут).

Почему именно здесь использовать открытый финал - идея неудачная, портящая впечатление о книге? В романе Дафны дю Морье содержится не просто намёк на тайну, весь сюжет крутится вокруг одного вопроса: «Кузина Рэйчел - это коварная женщина, убившая брата Филиппа Эшли, или добрая и несчастная жертва обстоятельств?». Объяснения в конце нет.

Решение автора не раскрывать читателю главную тайну испортило впечатление от романа, который формировался так мастерски. У меня получился огромный список доводов, подтверждающих подозрительное поведение Рэйчел, но я не нашла на страницах романа ни одного веского доказательства, а самое главное, мотива убийства. Если задуматься, автор действительно оставил лишь догадки. Их анализ приведёт к неутешительному выводу: нет доказательств вины или невиновности кузины Рэйчел, концовку сюжета автор доверил придумать читателю. Что ж, спасибо за доверие.