Больше рецензий
12 октября 2024 г. 00:10
361
4.5 Создатель и создание...
РецензияФранкенштейн. Я уже знала, что Франкенштейном зовут ученого, а не монстра, однако сюрпризов в книге всё равно много. Сам Виктор - еще юноша, который находится в начале своей карьеры, да и жизненного пути в целом. Он полон мечтаний, неопытен, хочет любви и славы. Он из замечательной дружной семьи, где каждый заботится друг о друге и любит весь мир.
Много философских вопросов поднимается в романе. До какой степени создатель несет ответственность за свое творение? Нужно ли способствовать развитию науки вразрез с моральными принципами? Кстати, на удивление роман звучит современно: хотя он написан в начале 19 века, но здесь объясняется всё не религиозными соображениями (человек возомнил себя богом), а только общечеловеческими интересами. (Это я сейчас вспомнила сериал "Клон" и сравнила Франкенштейна с Алибьери - ведь наверняка создатели сериала вдохновлялись романом Мэри Шелли в том числе).
Наверное, самой большой ошибкой Франкенштейна было то, что он сразу же бросил свое творение на произвол судьбы, испугался своего открытия. Вспомните, как отрекся Мастер от своего романа у Булгакова и поплатился за это, а тут не роман, а мыслящее существо!
Монстр. Я думала, что Монстр будет так привязан к Франкенштейну, что будет преследовать его, но оказалось, что акцент на одиночестве. Конечно, образ несколько наивный: Монстр, у которого нет даже имени, кстати, научился говорить, читать, изучил историю, познал основы этики и морали. Однако я не прониклась сочувствием к его одиночеству. В последней главе он даже стал меня раздражать, потому что был похож на подростка: я не просил, чтобы вы меня рожали. Во всех своих бедах он винит Франкенштейна - бога для него, но что сделал он сам, чтобы изменить свою судьбу? Убивал и страдал. Ах ты ж бедненький какой.
Сюжет. Книга удивила меня с первых строк. Потому что начинается она... в Санкт-Петербурге! А потом действие происходит в Архангельске, откуда стартует полярная экспедиция. Но напряжения в книге было мало, поскольку история самого Франкенштейна рассказана от первого лица, и в какие передряги бы он не попадал, читатель знает: он выживет. Да и вообще, несмотря на малый объём, книга показалась бесконечной. Какое-то сплошное переливание из пустого в порожнее. Одно и то же, одно и то же. Порой спасал только глубокий, бархатный голос Сергея Чонишвили.
Литературная ценность. Сложно переоценить это произведение, ведь написано оно в 1818 году! Непрофессиональной писательницей! И написано хорошо, добротным слогом. А сколько важных и по сей день вопросов и проблем оно поднимает! Поэтому, я считаю, можно простить ему некоторую наивность и затянутость. Это уникальное явление в мировой литературе. И, может быть, не зря в массовом сознании смешалось, кого из героев зовут Франкенштейном?..
Комментарии
Спасибо)