Больше рецензий

9 октября 2024 г. 01:16

256

5 Книга страстей

Эмили Бронте – одна из трех сестер Бронте, все три знаменитые английские писательницы. Наверное, какой-то прям уникальный случай, чтобы три сестры добились таких выдающихся успехов и признания в литературе. Эмили была средней из сестер, прожила всего тридцать лет, успела написать один роман и несколько стихотворных сборников. Большая известность и слава романистки к ней пришла уже после смерти, при жизни ее роман был принят неоднозначно (в отличие от «Джейн Эйр», самого знаменитого произведения старшей сестры Шарлотты). Пожалуй, это и неудивительно.

Сюжет. Молодой житель Лондона, ища уединения, поселился в небольшом поместье Скворцы. Хозяин поместья живет неподалеку, в усадьбе Грозовой перевал. Юноша отправляется навестить хозяина, однако там все как-то не очень задалось, доходит до того, что его травят собаками. Вернувшись обратно, он расспрашивает экономку Скворцов о владельце Перевала и та рассказывает ему удивительную по драматизму и мрачности историю. Собственно, эта история и есть роман.

Это книга о страстях. О ненависти, о мести, о животной страсти. Думаю, что именно из-за этого роман был сперва неважно принят. Он совершенно не отражал ожиданий, он был как снег на голову и рушил стереотипы. Однако, при этом в романе много готических элементов, а готический роман в те времена не был в новинку. Но сложность самого романа для того времени была как раз в том, что Эмили выдала нам гремучую смесь из готики и реализма, да еще и приправив все это элементами мистики.

Как правило, в таких произведениях должны быть герои положительные и герои отрицательные, которые положительных героев угнетают. Тема угнетения и насилия тут стоит в полный рост. Однако странность в том, что одни отрицательные герои угнетают других. Вообще, в романе собран такой паноптикум из отвратительных людей, что диву даешься как они вообще в одну книгу вместились, этих негодяев хватило бы на несколько книг. Это еще один необычный фактор для романа середины 19 века.

Главный герой великолепен. Хитклиффу сначала очень сочувствуешь, а потом искренне ненавидишь уже до конца. Очень цельная, мощная фигура. Впрочем, и остальным героям Эмили уделяет много внимания, они все очень характерные и узнаваемые.

Еще из интересного. Очень заметно, как на протяжении всего романа идет противопоставление Грозового перевала и Скворцов – двух поместий. Битва бури и спокойствия, дикости и цивилизации. Такой интересный литературный прием.

И отдельно хочется отметить мистические мотивы, духи, которые вот-вот должны появиться, но так и не появляются, да и чуть ли не вампирские намеки. Все эти игры с мистикой роман очень украшают, создают напряжение, в нужных местах нагоняют страсть, хотя все это местами выглядит каким-то незаконченным. Вообще, мне кажется, что мистическая часть истории не доведена до ума. При чтении романа постоянно создается ощущение какой-то недосказанности, будто бы роман не доделан. Я думаю, что это связано с возрастом автора, а также с тем, что это первое произведение. Эмили искала что-то новое, нащупывала, безумно жаль, что ранняя смерть не дала ей возможности написать что-то еще, как роман дебютный он очень интересен и многообещающ.

Главное, что хочу сказать. Это история не о любви. В этой книге любви нет. Есть дикая страсть. Есть ненависть, есть жестокость, есть месть. Любви нет. И даже финал, который вроде бы нам говорит о том, что любовь побеждает. Ну какая там еще любовь? Два затюканных жизнью одиночества сходятся. Можно подумать, у них там какие-то варианты есть. Это любовь по неизбежности, не более.

В целом, книга отличная, роман хорошо читается даже сейчас, он интересен, фактурен и привлекает внимание. Рад что добрался.