Больше рецензий

RedTulip

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 февраля 2015 г. 21:42

2K

5

"Изучение язычества - это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа." Б. Рыбаков

Собственно именно желание узнать и понять культуру своего народа и привело меня в итоге к труду Бориса Рыбакова. Просто в какой-то момент я задалась вопросом: а что было у нас до принятия христианства? Вот всем известна греческая мифология, её изучают в школе все ученики, незнание героев греческих легенд как-то сильно роняет авторитет человека в глазах других, при этом отсутствие знаний о языческих богах своего народа, славянского, никого не смущает. Так, начав поиски ответа на свой по-детски любопытный вопрос, я наткнулась в интернете на интереснейший пантеон славянских богов и божков: Лада, Леля, Сварог, Дажьбог, Перун, Ярило и т.д. Следом за этим, мне захотелось копнуть глубже, вникнуть в причины возникновения тех или иных божественных фигур. Не имея никаких ориентиров в поиске источника информации на эту тему, мне пришлось идти на ощупь. Результатом этого процесса как раз и стала встреча с работой Б. Рыбакова.
Я не зря назвала в самом начале книгу "Язычество древних славян" трудом, ибо так оно и есть в самом прямом смысле. Весь текст построен так, что сразу видно, человек не берет сведения "с потолка", а постоянно доказывает ту или иную мысль логической цепочкой, приводя примеры, аргументы, пользуясь огромной археологической, этнографической, лингвистической базой. Так что, еще в первой части работы я прониклась уважением к автору.

Итак, книга состоит из трех частей. Первая - Глубокие корни. Здесь описываются верования людей в эпоху первобытности. Время характеризуется тотемизмом, верой в реинкарнацию, тут же упоминается культ двух Небесных Хозяек Мира, полуженщин-полулосих, след которого тянется через всю историю славянства, очень интересным образом трансформируясь во времени. Существование верования в священных лосих стало для меня первым открытием, но далеко не последним.
Еще в первой части было дано увлекательное описание охоты на мамонтов, начиная от подготовки к действию, в т.ч. магического характера, и заканчивая выслеживанием и убийством животного. Для меня это представилось таким ярким зрелищем, от которого я не могла отойти несколько дней. Наверное, с этого момента я уже действительно влюбилась в эту книгу.

Вторая часть - Древнейшие славяне - рассказывает о прародине наших далеких предков, об изменении системы верования в связи с переходом от охоты к земледелию. Если раньше Небесные Лосихи почитались главным образом за их способность рожать "оленцов малых", то есть давать пищу для первобытных охотников в виде приплода дикого скота, то теперь они превратились в покровительниц плодородия и плодовитости, и стали называться рожаницами, или Ладой и Лелей (матерью и дочерью) в своем более позднем воплощении.
картинка RedTulip
Более подробно этот культ был рассмотрен в третьей, заключительной части книги, где уже акцентируется внимание непосредственно на возникновение богинь и богов. Стоит отметить, что далеко не весь список богов, который я видела ранее на просторах интернета, находит подтверждение своего существования исследователями.
Крайне интересной главой третьей части представляется "Мифы. Предания. Сказки". Нет, здесь не найти такие традиционные для нас истории про колобка, сестрицу Аленушку и братца Иванушку и т.д. Рыбаков предлагает рассмотреть такие сказочные сюжеты, трансформировавшиеся из архаичных мифов, как Покати-Горох, комплекс сказок про трех богатырей/три царства, Иван Сучич, Баба-Яга и женщины-змеихи. Удивительно, как может сказочный фонд рассказать нам об определенной исторической обстановке, о периоде развития древних славян.

В заключении скажу, что книга явно стоила того времени, того моего внимания, тех сил, что я потратила на изучение для меня совершенно новой, неизведанной темы.Теперь я знаю:

Язычество укрылось, но не забылось