Больше рецензий
6 февраля 2015 г. 19:21
404
Эээ... Первый раз не могу поставить оценку произведению. Не потому, что не могу определить, понравилось оно мне или нет - нет, с этим как раз все просто - а потому что считаю, что на мое отношение к данной книге повлиял мой уровень подготовленности к ней, мой уровень знакомства с теорией экзистенциализма, мой уровень заинтересованности в том, чтобы узнать об этой теории больше.
Признаться честно, к книге я готовилась. Я знала, что Симона де Бовуар - это "исключительная личность", "целая эпоха", это женщина, философией которой увлекался весь мир, это женщина, которая написала произведение "Второй пол" и тем самым стала одним из основоположников феминизма, и, наконец, это спутница жизни Жана Поля Сартра. Они познакомились в 20х годах 20 века на философском факультете Сорбонны и именно с этого времени начался их союз.
Я также была подготовлена к тому, что союз двух философов был своего рода экспериментом. Именно так они проверяли на практике те философские принципы, которые излагали на бумаге. Сартр и Бовуар считали, что они двойники друг друга, что они будут присутствовать друг у друга в жизни всегда, поскольку они одно целое. При этом они не были обычной парой: у них не было детей, обязательств перед друг другом, не было общего быта, они были свободны в выборе своих сексуальных партнеров. Сексуальная свобода, которую практиковала интеллектуальная пара - Сартр и Бовуар - тоже была своего рода экспериментом: естественно, экспериментом на тему того, смогут ли отношения выжить в таких обстоятельствах. И у Бовуар, и Сартра было много любовников и любовниц. Очень большой след в их жизни оставили сестры Козакевич, с которыми у обоих были отношения. По слухам Сартр даже пытался безуспешно женится на Ольге Козакевич в обход Бовуар и всем своим теориям.
В общем, все это звучало достаточно заманчиво для того, чтобы взять в руки произведение Симоны де Бовуар, которое называется "Гостья", "Приглашенная". Это первый роман Бовуар, опубликованный в 1943 году. Он посвящен Ольге Козакевич, любовным отношениям, межличностным отношениям, а также вопросам свободы, ответственности человека, другим аспектам экзистенциализма. После сбора предварительной информации и милых фотографий Бовуар и Сартра я принялась за книгу. И вот на практике все оказалось не так просто. Книга оказалась не тем, что я ожидала.
Да, в произведении изложены взгляды различных героев на различные филофские категории. Они безостановочно в течение 500 страниц рассуждают о свободе, ответственности, любви, ревности и т.п. Да, в романе есть любовная линия: он, Пьер, она, Франсуаза, и "гостья" - Ксавьер. Пьер и Франсуаза - давно сложившееся пара, они чувствуют себя одним целым, долго и муторно любят порассуждать обо всем на свете - о каждом слове, о каждом действии. Они - единое целое, но при этом не находят нужным ограничивать себя в сексуальной свободе, им, якобы, чуждо чувство ревности. Они подробно рассказывают друг другу о том, кто из них кого сегодня соблазнил в баре, с кем они переспали и с кем только хотят. И вот однажды в город заезжает знакомая провинциалочка Ксавьер, которую Пьер и Франсуаза сразу же настырно начинают зазывать пожить у них в Париже долгий и неопределенный срок. Похоже, что и Пьер, и Франсуаза неравнодушны к Ксавьер, но вот она, проказница этакая, всегда ускользает из лап ее поклонников, дает ветренные обещания, которые не может сдержать, напивается, танцует до умопомрачения, и ходит "налево".
В этом романе практически ничего не происходит. На протяжении 500 страниц герои активно "препарируют" каждый шаг или слово в своих отношениях, подробно рассказывают о том, что они подумали, что они сделали и что должны сделать. 500 страниц разговоров, диалогов и вопросов...
Начнем с того, что принять такой расклад в любовных отношениях мне тяжело. Я читала с вытаращенными глазами, как маленький ребенок, которому открыли новый неизведанный мир. Этим романом Де Бовуар старалась показать, что может быть идеальный любовный треугольник, где все равны? Треугольник, где нет места ревности? По-моему, она им доказала обратное. По крайней мере, я в главной героине увидела несчастную немолодую женщину, которая всеми силами страется преодолеть страх однажды быть просто сброшенной с кровати более молодой и красивой соперницей. Франсуаза безуспешно пытается преодолеть в себе собственнические инстинкты по отношению к Пьеру, свою ревность. Ксавьер тоже ревнует, только вот непонятно кого к кому - у них ведь все там смешалось в конце. Конец книги для меня символичен. Франсуаза признает проигрыш и перестает бороться. По крайней мере, надо быть честной с самой собой, все верно.
Уже давно заметила, что французов я совсем не понимаю. Я не понимала многих их поступков, когда жила два года во Франции, я не понимаю многих французских авторов. Современных французских авторов вообще перестала читать. Вот и это произведение было совсем не мое. Я словно побывала в космосе и встретилась там с инопланетянами, в логике которых я ничего не поняла. Рада, что снова прибыла на землю.
Книга прочитана в рамках игры "Вокруг света"
Комментарии
Сам по себе описанный сюжет обещает интересное повествование, получается автор просто не воспользовался этим или преследовала другие цели.
Да, сюжет кажется интересным. И рассуждения автора меня тоже не страшили вначале. Но на деле оказалось, что сюжета, как такового, и нет, а рассуждения не только слишком длинные и нудные, но и коренным образом расходящиеся с моими или кажущиеся мне совершенно незначительными для того, тчобы о них рассуждать)