Больше рецензий

6 октября 2024 г. 19:18

110

3 Спойлер Почему все великие люди умерли? Правда ли, что есть люди, которые пишут книжки и живут?

Книга выдающегося педагога, врача и воспитателя представляет собой размышления автора о самых разных аспектах воспитания и взаимодействия с ребёнком. Начинается книга с мыслей о материнстве и (несколько меньше) родительстве, указывая на ряд серьёзных ошибок, которые большинство родителей допускает в процессе воспитания своего чада. С точки зрения автора это и желание самоутвердиться за счёт ребёнка, и попытки подогнать индивидуальность малыша под собственные желания и нереализованные стремления, избыточные требования, направленные на то, что ребёнок был прежде всего удобным родителю: не безобразничал, не интересовался чем-то новым, сидел спокойно и не отвлекал взрослых от повседневной жизни.

Не знаю, почему, но я ожидала от книги чего-то другого. Возможно, немного больше практических советов и психологических сносок, а также детей постарше. В данной же работе множество житейских ситуаций рассматривается с обеих сторон: как с точки зрения и восприятия ребёнком, так и с позиции взрослого. Автор умело показывает, как совершенно невинные детские забавы, курьёзы и неловкие происшествия могут расцениваться неадекватно со стороны воспитателя. Тем не менее, несмотря даже на не самый большой размер произведения и доверительность автора, читается книга очень тяжело, через текст приходится продираться, как через густую, едва проходимую чащу.

Самая высокая радость - преодолённой трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности, овладения и обладания.

Отдельная часть книги посвящена описанию быта воспитательного учреждения: детского лагеря или интерната. Здесь автор делится собственным опытом, говорит о своих ошибках и опыте, делится тем, чему научился за годы практики, рассказывает о том, какие нововведения использовал сам и как они помогали решить ту или иную проблему: работали на воспитание в ребятах самостоятельности и ответственности, помогали сообща подходить к решению проблем, поддерживать порядок и дисциплину.

В целом, книга воспринимается довольно камерной историей жизни, затрагивающей педагогику и воспитание, взаимодействие с маленькими людьми и умение видеть и уважать их индивидуальность и склонности. Здесь также немало размышлений о смежных темах, так или иначе соседствующих с родительством, воспитанием и общением с ребёнком и человеком в принципе. Должно быть, она будет полезна педагогам и воспитателям в качестве вдохновения и признания, что иметь дело с разноголосой оравой живых ребятишек ой как непросто (но, как утверждает сам автор, у хорошего воспитателя не остаётся ни времени, ни душевных сил на подобного рода книги). Родителям же и праздным интересующимся я бы рекомендовать эту книгу не стала.

Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств.