Больше рецензий
6 октября 2024 г. 06:09
61
5 Кто знает, где начинается и кончается человечность
РецензияЕсли бы мы все были одинаковыми, мир был бы очень скучным местом.
Книги Терри Пратчетта хороши уже тем, что каждый читатель видит в них что-то своё. Кто-то читает «Вора времени» как очередную сказку про апокалипсис, кто-то — как сатиру на современное общество и систему образования, мне же представляется, что в этот раз писатель взялся исследовать очень важную тему человеческой идентичности, взяв за основу противостояние индивидуальности и серой массы. И сюжет выстраивается вокруг небольшой группы ярких личностей, которые нашли в себе силы сопротивляться неживой материи — персонифицированной в виде толпы ходячих мёртвых правил в серых балахонах, лишённых как собственного голоса, так и чувства ответственности.
Кому-то из героев необходимо будет определиться, кто он: «один из них» или «один из… себя»; кому-то в самом прямом смысле предстоит найти себя — даже если это станет настоящим потрясением. Окажется, что всякая личность состоит из суммы самых разных мелочей, и даже отрицательные эмоции — это то, что делает человека живым. Не исключено, что в определённый момент смертельным оружием в борьбе с безликой серостью может стать… дорогая шоколадная конфета с мармеладной начинкой или запахом вишнёвого ликёра.
И если в «Изумительном Морисе и его учёных грызунах» автор рассуждал о человечестве в основном в негативном ключе, то здесь касается этого лишь раз, упоминая войны («Помните злодейство, совершённое против нас тогда, которое оправдывает злодейство, которое мы совершим сейчас…»). В остальном же это очень тёплая, мудрая и невообразимо смешная книга.
Перефразируя авторский текст, можно уверенно заявить: вселенная Плоского мира такая большая, что в ней нет места для мелких тем. И тем не менее все дороги снова ведут в Анк-Морпорк, и нас ждут встречи с уже полюбившимися героями: и обожаемой учениками внучкой Смерти Сьюзан, и неподражаемым наставником Лю-Цзе, и незаменимым ассистентом Игорем из Убервальда, и самим Смертью, и даже Смертью Крыс…
Именно поэтому я не советую начинать знакомство с творчеством Терри Пратчетта именно с этой книги. Сам Пратчетт, с присущей ему авторской самоиронией, назвал текст «какой-то субсцендентной ерундой», «не имеющей отношения к реальности», но «написанной так, чтобы она была понятна» простому читателю. Так вот, чтобы хотя бы немного ориентироваться в сюжетных перипетиях, желательно для начала ознакомиться с подциклом о страже, в т.ч. с «Ночной стражей» (тогда, напомню, мы познакомились с монахами истории «в действии», а именно с помогшим Ваймсу Лю Цзе); «Пятым элефантом» (в котором состоялось близкое знакомство с Убервальдом и Игорями); а также предыдущими книгами из подцикла о Смерти, в большинстве которых фигурируют и Сьюзан, и ревизоры/аудиторы: «Мор — ученик Смерти», «Мрачный жнец», «Роковая музыка» и «Санта-Хрякус». Опционально — с романом «Вещие сестрички» из подцикла о ведьмах, хотя нянюшка Ягг на этот раз выступает как сугубо второстепенный персонаж.
Наверное, ни один роман Пратчетта не вытеснит из моего сердца «Ночную стражу», и всё же во многом сотканный из метатекста «Вор времени» — с его богатством тем, близкой мне авторской философией, оригинальными сюжетными поворотами и тонким неподражаемым юмором — показался мне практически совершенным творением. Таким, которого «даже нуга не испортит».