Больше рецензий

24 сентября 2024 г. 00:25

55

4 Возможно, если мы вспомним, что изучение человеческого опыта обычно имеет этические, если не сказать политические, последствия, в хорошем или плохом смысле, мы не будем так равнодушны к тому, что делаем как ученые

Противоречивая книга, которую критиковать очень легко, но в то же время она значительно повлияла на современные гуманитарные науки, на формирование того, что мы (гуманитарии) теперь называем «междисциплинарностью».

Саид — не историк и даже не совсем филолог. Он литературовед. Однако это не помешало ему расширить свой взгляд на явление, именуемое «Ориентализмом». Пожалуй, Саид один из первых, если не первый, кто посмотрел на вопрос восприятия «Другого» не просто как на набор идей и концепций, фигурирующих в научном, общественном или политическом пространстве, а скорее как на комплексный феномен внутри дискурса (то есть внутри языкового сознания эпохи) условно выделяемой «западной цивилизации».

Я считаю, что без изучения ориентализма как дискурса (по Фуко прим.) невозможно понять ту исключительную систематическую дисциплину, с помощью которой европейская культура была способна управлять Востоком — и даже создавать его, политически, социологически, милитаристски, научно и творчески в эпоху, последовавшую за Просвещением

Этот феномен имеет множество граней — политические, культурные, экономические, в конце концов, чисто языковые. Саид много обращается к анализу того языка, который искусственно конструируется ориенталистами для создания образов Востока. Восток по Саиду — это продукт европейского осмысления, который существует только в тексте, языке, сознании, но не существует в действительности. С другой стороны это нельзя назвать просто мифами о Востоке, ибо влияние ориенталистского дискурса на реальность слишком велика, он в определённый момент начинает её даже формировать.

Конечно, книга Саида имеет много недостатков. Различные исследователи писали целые разоблачающие монографии. Но всё же сей труд поистине ценный, поскольку в нём учёный вводит великое множество изначальных посылок, из которых можно строить целые ветви исследований и даже создавать новые научные области. Это широта взгляда Саида позволяет каждому учёному, который занимается темой восприятия «Другого» (не обязательно Востока), найти ключи для формирования собственных подходов и методологической базы в исследовании.

Я считаю, что ориенталистская реальность одновременно антигуманна и устойчива. Её масштабы, равно как и её институты и её всепроникающее влияние, сохраняются и по сей день

Поэтому данная книга стала такой популярной — она как бы открыла «новый континент» внутри научного гуманитарного «поля», которое до сих пор целые поколения учёных вспахивают и находят в нём что-то новое.

***

Скажу ещё пару слов о свежем русском издании, которое я купил и посредством которого ознакомился с текстом Саида. Оформление хорошее, текст крупный, цитаты выделены красиво, проделана большая работа по переносу постраничных сносок (Правда, общего списка литературы и источников в конце нет, увы). Моя критика касается только материала обложки — она мягкая, матовая, слишком светлая, из-за чего быстро появляется заметная грязь на её поверхности. Также мягкие обложки не отличаются долговечностью, а в данном случае мы имеем дело с 600 страничным текстом, толстым томом, который у меня уже немного скосился. Когда уже поймут, что мягкие обложки не предназначены для текстов такого объёма?