Больше рецензий

16 сентября 2024 г. 17:29

137

5 Всё решительно было отчасти чем то ещё и обретало от этого единения трогательную, странную власть; и от диковинной смеси правды и подтасовки мысль Орландо стала как лес, где блуждало что то, сменялись тени и свет и одно становилось другим

Данная работа Вирджинии может отчасти быть описана этой цитатой. Этот текст, с его голосами, перезвуками, шелестом листьев, шуршанием травы и глубоким дыханием абсолютно «чародейно» действует на читателя. Если магия существует (во что я, конечно же, верю), то она, бесспорно, находится в руках столь искусных писателей.

Важный факт: «Орландо» посвящен Вите Сэквилл-Уэст. Главного героя/героиню можно интерпретировать как фантазийный портрет Виты. И важным было то, что Вита его обожала. Он был в определенной степени вдохновлен ревностью и при этом безжалостно проникал в самое сердце личности Виты, роман также отражает ее как героического дворянина, которым она всегда чувствовала себя в каком-то смысле.

И все же…
Это роман-игра, эксперимент. Отчаянная попытка игры со временем. Иногда ведь кажется будто и разум наш в данный момент и здесь и там, он все время петляет по закоулкам памяти, все время перебирая образы, мысли и воспоминания.

Что может быть ужасней открытия, что сейчас – теперешний миг? И пережить такое открытие мы можем благодаря тому, что прошлое нас заслоняет с одной стороны, а будущее с другой

Это книга пародия и некая насмешка на биографии. Вирджиния показывает невозможность написания точной биографии, ведь откуда автору знать спустя столько лет, о самом важном: что же сподвигло героя сделать то или иное действие.
Вулф делает интересную вещь: отрезки жизни, где с героем происходит множество событий описаны совсем кратко, а вот те мгновения уединения, когда в голове проносится тот самый «поток мыслей» - являются более значимыми, растягиваясь на десятки страниц.
Вся настоящая история жизни, подлинная, начинается внутри, всё снаружи - есть отражение её.

Она смотрела сейчас в этот пруд или, может быть море, где отражается все, ведь некоторые вообще утверждают, будто все наши самые буйные страсти и религия, и поэзия суть отражения, которые мы видим в темной впадине в глубине головы, когда внешний мир отступает.

И конечно, то о чем нельзя не упомянуть - это размышления об обоих полах, о различиях и о том, как меняется поведение при остутствии изменений внутри. Каждый человек – определенно нечто большее, чем простой набор стереотипов и устоявшихся норм. Прелесть различий состоит в том, чтобы дополнять друг друга, а никак не ставить эти самые различия в укор.

Как ни разнится один пол от другого – они пересекаются. В каждом человеке сеть колебания от одного к другому полу, и часто одежда хранит мужское или женское обличье, тогда как внутри идет совсем другая жизнь.

Комментарии


Прелестная рецензия, спасибо.
В экранизации, Тильда Суинтон чудесно сыграла.
Иногда так жаль, что авторы не доживают до цветения, воплощения их произведений на экране.
Вулф наверно и не мечтала, что Орландо может быть фильмом.
Про пол и игру времени вы всё хорошо подметили..
Душа, как поток, половодье души, обнимающее и время и тела и выходящее за пределы тела, берегов..
Подумал сейчас.
Может это попытка биографии души?
А значит, чуточку биография ангела..