Больше рецензий

12 сентября 2024 г. 12:54

352

5 Комильфо из Асседо

Ох и покатала меня эта книга на эмоциональных качелях!Только за это наверно я поставлю ей пятёрку вместо 4, как хотела.

Книга крутая в плане исполнения, мне было очень легко читать, потому что это действительно интересно написано, и захватывающе (несмотря на то, что это не приключенческий или шпионский роман), и даже познавательно (я много узнала для себя о еврейских обычаях, об Израиле и иврите). Герои в романе очень живые и я им верю. Уж не знаю, списывала их автор с себя и своего окружения, но герои получились очень выпуклыми и настоящими. И хотелось бы на них остановиться.

Моими любимыми героями стали Тенгиз и Натан Давидович. К Тенгизу я испытывала смесь сочувствия и уважения. Он, пожалуй, единственный из всех взрослых в этой книге, кто хотя бы пытался быть честным с детьми, тем самым уравнивая их с собой и с остальными воспитателями, которые абсолютно не желали принимать, что подростки - почти взрослые люди, и не терпят фальши, и очень проницательны, пусть и не всегда думают головой, а скорее делают это сердцем.

Вообще у меня сложилось впечатление, что этот роман о безответственных и инфантильных взрослых и гораздо более зрелых, чем эти взрослые, детях. И преподаватели деревни, и психологи, и  прочая, вечно пытались от всего отгородить воспитанников, но правда все равно становилась известна, и в итоге всем было от этого больно.

Тенгиз, как мне кажется, поступал наиболее сообразно ситуациям, в которых оказывался. Старался не врать, заботился и РАЗГОВАРИВАЛ с главной героиней, в то время, как остальные все что можно и нельзя скрывали от нее. У них вообще довольно интересные отношения и интересная линия в романе.

Натан Давидович мне понравился своим незаурядным умом, рассудительностью и умением смотреть в суть вещей. Почему-то, когда я впервые увидела упоминание о нём на страницах книги, я сразу поняла, что Комильфо влюбится именно в него (извините, спойлер). С романтическими отношениями, точнее с их началом все здесь довольно предсказуемо, а вот с развитием нет. Отсюда, вытекает первая, моя претензия к этому роману.

Почему, ну почему, романтическая линия с Натананом так бездарно про*рана?! Конечно, автор не обязан все обставлять так, как хотелось бы читателю, но от несостоявшейся любви между Зоей и Натаном мне хочется плакать горькой горчицей.

Я понимаю, что этот роман не о той всем известной и понятной романтической  любви, а о другой. Но одно другому не мешает, и для меня роман без этой линии остался как будто незавершённым. Наверно, я очень банальный читатель, но чувствам не прикажешь.

Вторая моя претензия - главная героиня. Боже, как она меня раздражала! Я понимаю, что она подросток, но что же все время так нелогично поступать?! Говорить то, что не надо, а то, что надо - не говорить. Например, признаться в любви Натану она видите ли не могла, а вот рассказать ему о том, что какой-то незнакомый, ничего не значащий мальчик ее целовал, она смогла. Или убиваться о возможной измене мальчика с лучшей подругой, а потом вырвать из сердца год в Деревне и этого мальчика так, словно его и не существовало.

Также меня раздражали бабушка и мать Комильфо. Из-за них, скорее всего, героиня выросла такой закрытой, не могла облечь чувства в слова, потому что бабушка постоянно шпыняла всех за проявление эмоций, а мать была сама тоже не особо эмоциональной.

Еще мне не понравился ход с решением Комильфо остаться в Одессе после года в Израиле. Это же огромный шаг назад от новой жизни, это же такая консервация. Получается, что никакого роста Комильфо не былоо, она так и осталась инфантильным подростком после всего, что с ней произошло. Она осталась в Одессе ради матери, хотя та ее не просила об этом, но и не отговаривала от такого решения, потому что она эгоистична, и осталась эгоисткой, что видно в сцене разговора по телефону Зои с матерью, перед зоиным приездом из Израиля (по какому поводу спойлерить не буду).

Однако, Зоя тоже эгоистка, она сильно зациклена на себе и осталась в Одессе, на мой взгляд, во многом потому, что возомнила себя настолько значимой, что без неё все умрут, а мир перестанет существовать. Она возомнила себя спасателем своей матери, хотя должно быть наоборот, родители должны быть опорой для детей.

То, что Зоя решила оборвать все связи с Израилем мне кажется решением глупым, недальновидным и преступным даже, результат в виде дописанной Зоей книги не стоил того, на мой взгляд, потому что книга о Дюке и Фриде, как по мне, опять же, весьма бездарная и скучная стилизация.

В общем, Йерве из Асседо вытряс из меня душу, но оставил разочарованной, с горечью на сердце.