Больше рецензий

Moloh-Vasilisk

Эксперт

Литературный берсерк

12 сентября 2024 г. 11:24

498

2.5 Демоны Барретов в объективе

12.09.2024. Голова, полная призраков. Пол Дж. Тремблей. 2015 год.
В сумраке воспоминаний Мередит Барретт приоткрывает завесу прошлого, рассказывая о зловещих событиях, охвативших ее семью пятнадцать лет назад. В центре этой мрачной истории - ее сестра Марджори, чей разум стал полем битвы между реальностью и чем-то потусторонним. Семья Барреттов, балансируя на грани финансовой пропасти, решается на отчаянный шаг - впустить камеры реалити-шоу в свой дом, ставший обителью необъяснимого. Пока отец ищет спасения в объятиях веры, а мать цепляется за осколки рациональности, юная Мерри становится безмолвным свидетелем того, как тьма медленно поглощает их жизни.
«Голова полная призраков» - представитель современного хоррора, балансирующий на гране между мистическим хоррором, психологическим триллером и семейной драмой. Автор в своем романе рассказывает читателю историю от лица Мередит Барретт, которая воссоздаёт события пятнадцатилетней давности, когда ее старшая сестра Марджори начала проявлять признаки психического расстройства или, возможно, одержимости. В отличие от классических историй об экзорцизме, таких как "Изгоняющий дьявола", Тремблей оставляет читателя в постоянном сомнении относительно природы происходящего. Автор использует сложную структуру, сочетая воспоминания взрослой Мередит, блог-посты и фрагменты из вымышленного документального фильма. Это создает многомерную картину событий и позволяет рассмотреть историю с разных точек зрения.
Тремблей затрагивает проблему эксплуатации личных трагедий в СМИ, а также вуайеристическую природу современного общества, помешанного на разных реалити-шоу. Через вымышленное телешоу "Одержимость", которое снимается в доме Барреттов, автор обнажает циничную сторону медиаиндустрии, готовой превратить семейную трагедию в развлекательный контент. Роман поднимает этические вопросы о границах приватности и общественного интереса. Барретты, находясь в отчаянном финансовом положении, соглашаются на участие в шоу, фактически продавая свою личную жизнь и страдания дочери ради денег.
Роман Тремблея пестрит отсылками к современной медиакультуре, особенно к многогранному жанру ужасов. Автор с иронией признает использование жанровых клише, однако это не спасает произведение от отсутствия по-настоящему оригинальных элементов. Семейная драма, которая должна была стать эмоциональным стержнем повествования, оказывается недостаточно убедительной. Сложные нюансы взаимоотношений Барреттов и их финансовые затруднения теряются в лабиринте чрезмерно детализированных описаний окружающего мира. Такая скрупулезность в изображении мелочей, вместо того чтобы погрузить в атмосферу, замедляет ритм повествования, вызывая у читателя ощущение тягучести и, порой, откровенной скуки. Линию повествования романа дополнительно утяжеляют язвительные интерлюдии взрослой Мередит. Эти вставки, призванные добавить глубины и перспективы, на деле лишь прерывают и без того неспешное течение основного сюжета. Однако стоит отдать должное автору: финал произведения несколько реабилитирует общее впечатление. Заключительные страницы наконец-то пробуждают тот интерес, которого так не хватало на протяжении большей части книги.
Фокус на восприятии юной Мерри, хотя и создает уникальную перспективу, оставляет других персонажей несколько плоскими. Их проблемы и переживания мы видим через призму детского взгляда, что не всегда позволяет раскрыть глубину их характеров. Кроме того, воспоминания восьмилетней Мерри порой кажутся неправдоподобно детальными, а ее суждения - слишком зрелыми для ребенка.
В целом, амбициозное произведение с актуальными темами, которое тонет в проблемах с темпом повествования и глубиной характеров, оставляя после себя смешанное впечатление. 5 из 10.

Комментарии


Почти философская по справедливости рецензия - непредвзятый взгляд, многогранный подход. мужская скупость эмоций. Спасибо.