Больше рецензий

12 сентября 2024 г. 10:19

73

3 Мёртвые боги в мёртвых коровах

Очередную "Гонку за смертью" я не ждала, но как-то первый том вроде прочитала, а тут вот второй, и обложка по-прежнему вроде симпатичная, так что почему бы и нет. Призраки, хромающее посмертие, божественные драмы - всё это мне интересно.
Наверное.
Что можно сказать: симпатичная обложка, возможно, так и останется лучшей частью этой книги. Ведь ничего, на что намекает аннотация, под ней толком нет, только бесконечное переливание воды про тайные тайны и зачарованные монеты. Я и начинала-то читать без энтузиазма, просто потому, что на глаза попалось, а искать что-то ещё было просто дольше, но к концу моё воодушевление ушло куда-то в отрицательные величины.

И ведь странно. Мне казалось, что у цикла Гэлли есть потенциал стать прямо хорошим - это интересная переплавка египетской мифологии, которая лично мне понравилась больше, чем, например, у Брома, но лежащие внутри занятные идеи имеют невероятно тоскливое воплощение. Читать это было крайне утомительно.

Весь роман наполнен какой-то мышиной вознёй, в которой есть только имитация бурной деятельности, но абсолютно нет никакого глобального движения. Если попытаться сделать внятную выжимку из всего второго тома, то неловко выясняется, что он по наполнению никуда не продвинул даже завязку из первого - это всё та же бесконечная экспозиция в антураже упрощённого древнего Египта. Невозможно вспомнить, что произошли какие-то важные события, потому что их не было.
За весь том открытие одно: Келтро умеет "вселяться", то есть буквально является духом, который инициирует одержимость, впихиваясь в человеческую тушку, даже если она живая. Это всё. На вот этот очень занимательный факт потрачен весь объём романа.
Божечки-кошечки, тут даже Нилит до сих пор не добралась до этого треклятого города, а она к нему едет с начала цикла! Я раньше считала несколько подзатянутым "Тень палача", где Северьян за один том только добирается до городских ворот, но Гэлли переборол на почве разлива нильских вод даже Вулфа. А это ничего себе литературное достижение - за два тома не суметь доволочь одного персонажа до точки назначения, которая находится примерно в двухнедельном переходе.
Добавилась линия какого-то расследования массового падежа аристократов, которые завещают своих призраков и золото непонятно кому, но она такая же тусклая и пустая, как все остальные. Хеликс два раза с кем-то разговаривает и один - устраивает скандал начальнику. Детективной составляющей тут нет, процесс расследования номинален, и как выхлоп всё это тоже очередная пустышка без сюжетного влияния.

Парадоксально, но при всём их количестве событиям совершенно не хватает масштаба. О том, что в империи всё плохо, можно узнать только из аннотации, потому что никак иначе это не раскрывается. Да, Сизин приволокла какую-то регулярную армию в столицу - и всё, это ни к чему больше не ведёт.
Несмотря на все эти закадровые упоминания огромного города, перенаселённой местности и всего прочего, мир вокруг стерилен и мёртв куда сильнее полужизней. Он не реагирует ни на что из происходящего и просто есть: даже если событийно Темса пытается сжечь треть столицы, у этого нет внятных, очевидно показанных последствий.
Даже инди-игры уже умеют поддерживать адекватную симуляцию жизни, казалось бы, но для книг это становится всё сложнее.

Персонажи раздражали - все и всегда. Если в первой части Келтро казался мне занятным тем, что он не типичный представитель фэнтазийной фауны, то здесь его нетипичность начинает утомлять своей однообразностью, равно как и все события, которые с ним происходят. Келтро - это такое бревно, которое просто плывёт по течению, и периодически его куда-нибудь выносит. То его хитростью ворует один недалёкий аристократ, то другой, не менее недалёкий нувориш, который поднялся на преступном бизнесе, и все они используют его для того, чтобы вскрывать какие-то обыденные дверцы. Не тянет это на "лучшего замочного мастера", ну правда, могли бы какого-нибудь медвежатника поближе найти.
Единственная интересная ветка с вдовой, которая хоть как-то может показаться увлекательной, не получает никакого развития, что она строит и зачем - непонятно. Вот как в первом томе тумана напущено, так и осталось. Зато описано ещё три тысячи сцен со взвешиванием монет в банке, ведь это куда важнее для общего представления о происходящем, чем изложение истории, которая пытается интриговать читателя.

Остальные персонажи - и вовсе тоска и тлен. Император ноет, императрица ноет, принцесса истерит. Аристократы всех сортов тоже истерят. Духи истерят. Просвещённые сёстры изображают загадочность. Следователь изображает работу, но показана она настолько мало, что о существовании этого расследования забываешь быстрее, чем заканчивается очередная глава.
Нормальный из участников - только меч, но у него нет даже лапок, чтобы внести какое-то движение в это болото, поэтому всё, что он может, это косплеить лаэрский клинок нашёптывать страшные сказки своему сильно самоуверенному человеческому хозяину. Но и это ни во что тоже не выливается! Жаль, можно было бы призвать демона хотя бы для разнообразия.
Сокол тоже ничего, но к нему у меня тоже постепенно появлялись вопросы здравой мотивации. Или хоть какой-то.

Лор не то, чтобы именно разваливался, если потыкать в него палочкой читательского любопытства, нет; лор рассыпается, как гора сухого песка, потому что на самом деле его вообще нет. Это какая-то скудная иллюзия, для которой надо ещё немало старания приложить, чтобы хоть что-то себе нафантазировать. Какие-то семейные склоки, какие-то самообманы императорской семьи, какие-то пересохшие колодцы и проклятые предметы, которые выкованы из бывших человеческих мертвецов, какое-то братство Сеша в красных капюшончиках, которое мотается по городу и собирает сплетни.
Какой от этого всего выхлоп? Никакого. Как это всё работает? Почему это всё так выглядит? Что все эти люди хотят? В чём основная идея? О чём повествование? Неизвестно.
Что описано? Ничего. Есть какая-то империя, какой-то бог, который кого-то как-то предал, и какая-то волшебная река, которая иссякает. Что, куда, зачем. Или чего они все хотят-то ладно от Келтро, но хотя бы от читателя, на что смотреть, где интрига и почему на неё не должно быть плевать.
(Потому что.)
Даже выдающие через мёртвых коров откровения боги, которые скорее исполняют роль ментальных паразитов на человечестве, чем действительно его защитников и заступников, раскрыты примерно никак: вот один раз Келтро эту мысль обдумывает, но потом переключается на очередные страдания. И всё тоже повисает в пустоте.

Как будто бы третий том должен быть финалом, но проблема в том, что я и завязку-то не разглядела. Описывая страдания Келтро, которого всячески унижают, потому что он полужизнь, или изливания ненависти Сизин на родителей, которые были недостаточно хороши, автор пропускает основной конфликт. Он в чём? В том, что мир должен схлопнуться? Но читателю всё равно! Серьёзно, это настолько невнятно выписано, что идея космологического апокалипсиса или там вырождение жизни в смерть вызывает у меня одну реакцию - "ну и".
Ну и помрут. Ну и превратятся. Ну или не превратятся.
Ну и ладно.

При этом, что странно, но по тексту снова рассыпаны какие-то занятные вещи: гигантские ездовые жуки, порабощённые души в телах животных, которые даже умереть не могут, кочевники с летающими ослами.
Хотя вот эта образность, какие-то куски описаний, в романе определённо хороши, но, к сожалению, только на десятке ярких сцен хорошую книгу не построить, а сюжета, который бы всё это сводил в единое целое и увлекал, здесь нет.
Роман ощущался, если честно, набором раскадровок для рекламы про Ближний Восток - тут барханы, тут арабские скакуны, тут скарабеи, тут люди с саблями. Красиво, но напрочь лишено содержания.

Не уверена, что решу дочитывать цикл, даже если третий том будут переводить - это тоскливо; максимум, пролистаю последнюю главу, сдаётся мне, этого будет достаточно, с учётом того, как еле плетутся в неизвестность предыдущие части. Возможно, конечно, в третьем томе случится фееричная развязка, но при такой тоскливой предыстории как будто бы вовлечься в неё слишком сложно.
Это очень среднее и максимально проходное фэнтази, которое ошибочно полагает, что постоянное броуновское движение, демонстрируемое всеми персонажами, должно оживить текст и придать динамики.
Но это просто бессмысленная смена картинок.
Не то, чтобы читать было невозможно, просто совершенно непонятно, зачем.