Больше рецензий
9 сентября 2024 г. 00:38
5K
3 Жизнь надменного кота
РецензияЕсть книги, которые увлекают с первой строчки. А есть такие… наподобие этой. Если сказать, что этот роман ни о чём – значит сказать лишь половину правды. И действительно, смотреть на окружающую жизнь глазами кота – явление не совсем обычное, для начала XX века. Может быть, именно этот факт сделал автора настолько популярным, что Нацумэ Сосэки стал кумиром многих современников, в том числе и Акатугава Рюноскэ. А ещё добавьте смелость автора смотреть на многие наболевшие происходящие в то время явления сквозь призму иронии. Ход рискованный, но достойный уважения. Взять хотя бы тотальное почитание героями всего западного (искусства, литературы, моды, науки, самого образа жизни) или вездесущее преклонение перед пресловутым «духом Ямато», хотя большинство персонажей даже не понимают, что это такое (прочтите, например, главу 6).
Только сегодня подобным подходом уже никого не удивить. Если вы хотите взглянуть на происходящее вокруг с точки зрения японских кошек, могу посоветовать неплохие книги Макото Синкая «Она и её кот», «Хроники странствующего кота» Хиро Арикава. Эта же показалась мне очень скучной и затянутой. Постоянные занудные рассуждения нашего кота-героя о превосходстве его вида над людьми, буквально во всём: скорости развития, гибкости, телосложении, сообразительности, стремлении к спорту. Причём повествование построено таким образом, что все эти пространные рассуждения льются друг за другом единым потоком, не приводя, в сущности, ни к чему конкретно. Поэтому и сюжет здесь как таковой условный. Как-то погрузившись вечерком в книгу и проглотив целых 37 страниц, сообразил, что они ни о чём мне не рассказали. Это были лишь пустые пространные рассуждения кота с самим собой о бренности собственного существования, впрочем, и людского тоже.
Когда тонешь в этих постоянных ничего не значащих размышлениях, абсолютно теряешь нить основного повествования, хотя иногда кажется, здесь его вовсе нет. Вроде как автору предложили напечатать свой роман в номерах журнала и он, не зная о чём писать, пишет о всём подряд, вкладывая их в уста усатого, и просто заполняя пустые страницы. Попутно теряя нить повествования. Скорее всего, понимал это и сам автор. Недаром у кота в один из таких моментов есть «оговорка по Фрейду»:
«Я совсем забыл, что побудило меня пуститься в такие длинные рассуждения».
Как вы уже поняли, кот здесь очень любит порассуждать (буквально через всю книгу), только делает это очень занудно. Почему он решил заняться спортом, техника охоты на богомола и цикад, что является определяющим – человек или природа, происхождение человеческой одежды, японская баня, бейсбол или плетёная изгородь… А ещё есть рассуждения о «механике повешения», роли носа с эстетической точки зрения, не менее идиотских пустых пьесах и т.д. В общем, найдётся на любой вкус. Примечательно, что каждая тема для рассуждения занимает у четвероногого каждый раз около 6 страниц (считал лично). Будто перед Нацумэ Сосэки лежала своеобразная инструкция по написанию романа, от которой он никогда не отходил. Разве что описание упражнения в скольжении по сосне занимает всего 3 страницы, и то автор посчитал нужным внести объяснение: «Долго говорить об этом упражнении нет никакой необходимости, поэтому опишу его коротко». Читать текст сложно ещё и потому, что разбивается на абзацы он очень редко. Часто можно встретить абзац сплошным потоком сознания и в 3 страницы. Что воспринимается довольно тяжело.
Всё ничего, если бы в книге была своя изюминка. Здесь же её для себя не открыл. Да, интересно посмотреть на восприятие японского общества начала XX века, проблемы, которые их волнуют, зарисовки нравов, переломных моментов. Только подано это как-то карикатурно и без глубины – с точки зрения кота всё-таки. И эта его постоянная мания величия и превосходства, которая, наверное, должна читателя смешить и умилять, только к сотому разу скорее раздражает. Всех людей он считает существами недалёкими и глупыми, о чём не устаёт говорить от главы к главе, как и о своей исключительности. В общем, книга меня абсолютно не впечатлила. Напоследок ещё одна яркая «оговорка по Фрейду» от автора, которая хорошо говорит о подходе (пусть и сатирическом) к своему творению и его небеспочвенных опасениях:
«Возможно, некоторые читатели подумают, что я пишу всё, что мне взбредет в голову. Но я не какой-нибудь легкомысленный кот. Не говоря уже о том, что в каждой моей фразе, в каждой букве содержится частица великой космической истины, все фразы и буквы располагаются в определённом порядке, они объясняют и дополняют всё предыдущие. Разумеется, если вы с самого начала подойдете к этой книге как к набору слов, вы не увидите в ней популярного изложения величайших истин. Вот почему нельзя обращаться с моей книгой непочтительно – например, читать её лежа или через строчку. Говорят, что перед чтением творений великих литераторов Тайской эпохи люди мыли руки розовой водой. Я же прошу каждого, кто желает ознакомиться с моим произведением, купить номер журнала, где оно публикуется, на свои деньги, а не одалживать у приятеля. Далее я собираюсь излагать то, что сам называю отголосками событий. Но вы ошибетесь, если решите, что про отголоски читать не стоит, поскольку они, как правило, неинтересны. Постарайтесь же непременно прочесть моё творение до конца».
Ну что ж, постарайтесь. Я же роман советовать не стану.
Прочитано в рамках Клуба «Чарующая Азия»: Продолжение знакомства.