Больше рецензий
5 сентября 2024 г. 13:55
979
5
РецензияВ попытке отвлечься от всего, переслушала Поправки и Свободу, последнюю, кажется, уже раз третий за последние десять лет. Ну, а чего, семейная сага - тема вечная, а детали, наблюдения, размышления у Франзена даже лучше сюжета. Но за 10 лет с первого знакомства, я не только постарела, но и прочитала его остальные книги, опять же истории семей - Безгрешность (семья и немного штази) и Перекрестки (семья в 70-е).
Картинка сложилась такая.
Франзен все время обдумывает жизненный путь правильного (не хорошего, а именно правильного) белого мужчины в современном обществе, а женщин использует как декорации.
С возрастом все меньше верит в прекраснодушие. Инженер «надо делать хорошо, а плохо делать не надо» из Поправок становится Уолтером в Свободе, который сам устраивает жене неделю наедине с человеком по которому она сохнет уже лет 20, потом притаскивает молодую влюбленную в себя красотку жить в свой дом и такой «я живу с человеком в депрессии, с чего бы это она?» Дальше образ и вовсе деградирует в пастора (!) из Перекрестков.
Основная героиня обязана испытывать вину за все подряд, но главное, за то, что обманывает ожидания мужа. Сексапильность обязательно подразумевает отличную физическую форму - но только у женщин. В Свободе Патти приводит себя в порядок прежде чем соблазнить Ричарда, в Перекрестках жене пастора приходится худеть, чтобы муж ее заметил (причем с 65 кг, ужасная, конечно, толстуха). Женщины второго плана - Лалита, хорошенькая вдовушка в Перекрестках - прежде всего физически прекрасны, немотивированно увлечены главным героем, и после секса автор их либо грохает, либо просто забывает. Дети внутри одной семьи максимально отличаются друг от друга и творят все подряд..
Свободу принято сравнивать с «Войной и миром», Франзена давно окрестили «американским Толстым», но, похоже, он зачитывается всей русской литературой 19-го века. Перекрестки как будто инспирированы «Господами Головлевыми», полагаю, дальше надо ожидать Достоевского или Тургенева (хотя, лучше бы, Гоголя). Забавно, конечно, прикинуть, чтобы они все писал живи они во второй половине 20-го века в США, но… Как определила Вульф - кроме всего прочего, автор должен обладать огромной насмотренностью. У писателей золотого века литературы жизнь, явно, была поинтереснее - и происхождение, и образование, и военная служба, и женщины, и крепостные, и детей ватага, и классы в обществе поразнообразнее…
Комментарии
Воооот! Поэтому я и не читаю современных российских авторов, особенно авторов самиздата (хотя самиздат я и иностранный не читаю). Ну что интересного и нового мне смогут сообщить офисный работник или домохозяйка, решившие написать книгу?
Не согласна, современные авторы разные есть
Есть разные, но преимущественно это писатели, живущие в одной со мной социальной парадигме, и они не могут мне сообщить ничего нового.
Если они живут в совершенно другой, то, конечно, могут.
Может, вам попадаются не те писатели? Вот, например, Илья Мамаев-Найлз - Год порно - заставил меня лучше понимать поколение сына. Или Глория Му - Жонглеры - восприятие мира художником (не клерком)..
Да, в этом вы правы. Если писатели с кардинально другим мировоззрением, то это как будто на другую планету слетать. Просто таких писателей легче найти я в странах, условия жизни в которых кардинально отличаются от условий жизни в собственной стране. Но и в своей можно, конечно. Есть книги, написанные шизофрениками, алкоголиками, людьми, проведшими полжизни в лагерях - это же тоже совсем другая планета. Да, если искать, то можно найти.
Вы мне напомнили, что я хотела прочитать книгу, написанную российской девушкой, всю жизнь проведшей в психиатрической больнице. Спасибо!
Очень интересные рецензии вы пишете!
А вашей памяти можно только позавидовать.
))