Больше рецензий
4 сентября 2024 г. 09:28
Лучшее на Лайвлибе
769
5 Спойлер отсылочки к библейской притче;)
РецензияВеликое, потрясающее, монументальное и мощное произведение — «К Востоку от Эдема». Семейная сага. Произведение на 960 страниц, и я думала, что буду читать книгу очень долго, но оказалось совсем не так.
В основе сюжета история двух сыновей калифорнийца Адама Траска, каждые из которых ищут свой жизненный путь и каждый раз встают перед выбором: творить добро или предаться злу.
Основа истории является отсылкой к библейской притче про Кайна и Авеля.
Я поняла все это так: Адам Траск (Адам) и Кэти(Ева, хотя это спорно, ведь Кэти не раз предавалась страшнейшим грехам и была настоящим психопатом..)
Кэти сожгла своих родителей в доме, работала проституткой в борделе, была избита сутенером и пользовалась своим больным положением и Адамом, притворялась и вышла замуж за него лишь ради своей безопастности, родила абсолютно не нужных ей детей, которых прежде пыталась убить в себе спицами, напоследок наговорила ему много страшных слов, стреляла в Адама и бесследно удалилась, в то время как Адам все время слепо любил ее и не знал ее истории и ее настоящей, а позже же пребывал в глубочайшей депрессии.
Таким образом «Ева/Кэти» первая предалась грехам, была выгнана из Эдема первая и все потомки ее стали лишены возможности к безгрешности. В этом романе это то и опровергается.
Сыновья-близнецы Адама и Кэти: Калеб (прототип Кайна) и Аарон (Авель). Вспомним притчу о Кайне и Авеле. Авель— пастух овец, Кайн — земледелец.
«Спустя некоторое время Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их.
И призрел Господь на Авеля и на дар его,
а на Каина и на дар его не призрел.
Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.
И сказал Господь Бог Каину: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое?
Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».»
… но Кайн пошел в поле и убил брата своего Авеля…
«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.»
Возвращаемся к нашей истории.
Аарон был весь такой милый святоша, никому не завидовал, сердце и разум его были чисты, его все любили и почитали. В моменте, когда
стало известно, что Кэти главенствует в публичном доме, Аарон не верил «слухам» о его матери, он твердо знал то, что мама любила его и лежит она в земле. Когда Калеб узнал о матери, он ничего не сказал брату своему (так же как и отец ничего не говорил сыновьям), дабы не ранить сердце Адама. Калеб понимал, что для Аарона это будет просто невыносимо и смертельно. В конце книги дары Аарона(успехи в образовании, деятельность в пастырстве) были приняты отцом Адамом Траском, а дары Калеба (заработанные спекуляциями деньги для отца) были отвергнуты.. тогда то Калеб испытал зависть и «убил» Аарона. Калеб в гневе сказал, что мать его жива, привел брата в бордель к ней, где она была главной. Душа Аарона не выдержала этого и он ушел в армию, где и умер. Кэти же закончила свою жизнь. Отец из-за всех событий сильно заболел и умер. Калеб был угнетен сам собой, он чувствовал всегда себя безнадежно, чувствовал себя неспособным главенствовать над своим характером, так как всегда напоминал себе, чья кровь течет у него в жилах. Ли боялся, что мальчик не сможет жить с чувством вины за смерть брата и отца, поэтому китаец просит отца благословить сына своего. Отец его на последних секундах своей жизни благословил Кайна словом «Тимшел», что дает надежду на искупление Кайна, по усмотрению самого Кайна.
Самый главный по моему мнению разговор состоялся в середине книги между мудрейшими людьми этой книги— слугой-китайцем Ли, соседом Траска Сэмом Гамильтом и самим Адамом о различиях перевода притчи о братьях и важности этого:
Будешь господствовать"? "Господствуй"? И вот какое золото намыли мы долгими трудами: "Можешь господствовать". "Ты можешь господствовать над грехом".
- Почему это место для тебя так важно?
- Разве не ясно? Американская Стандартная приказывает людям господствовать над грехом, как господствуют над невежеством. Английская королевская сулит людям непременную победу над грехом, ибо "будешь господствовать" - это ведь обещание. Но древнееврейское слово "тимшел" - "можешь господствовать" - даёт человеку ВЫБОР. Быть может, это самое важное слово на свете.Оно говорит человеку, что путь открыт - решать предоставляется ему самому. Ибо "если ты можешь господствовать", то верно и обратное "а можешь и не господствовать".Важен всякий завет, повлиявший на мышление, на жизнь бесчисленных людей. Многие миллионы ваших верующих слышат эти слова как приказ "Господствуй" - и делают весь упор на повиновение. А другие миллионы слышат: "Будешь господствовать" - как предопределение свыше. Что бы они ни сделали, всё равно будет то, что предопределено заранее. Но "можешь господствовать"! - ведь это облекает человека величием, ставит его вровень с богами, и в слабости своей, в грязи и в скверне братоубийства он всё же сохраняет великую возможность выбора. Он может выбрать путь, пробиться и победить.
— Ты веришь в это, Ли?
- Да, верю. Верю. Ведь так легко - по своей лености и слабости отдаться на милость божества, твердя: "Я ничего не могу сделать: так было предопределено". Но подумайте, сколь возвеличивает нас выбор! Он делает людей людьми.
Главная суть романа таким образом в том, что несмотря на твой род, на кровь которая в тебе течет, ты «можешь господствовать» или «тимшел» над своей жизнью. Важно не клеймить себе пороками родственников, потому что ты— отдельная личность, ты сам выбираешь себе свой путь, тебе дан выбор и ты сам выбираешь, каким тебе быть. Никакой судьбы не существует.
Это была главная часть философии романа, но в нем множество и других мелких но не менее важных мыслей. К прочтению советовала бы абсолютно каждому. В романе есть места для каждой эмоции: любви, веселья, радости и счастья, заинтересованности, а также для страха и отвращения. Роман пропитан множеством героев, большинство из них отлично прописаны, у каждого своя философия. В общем, теперь сей роман для меня на 1 месте!! Советую