Больше рецензий

28 августа 2024 г. 22:14

401

3.5 Спойлер

Есть 100500 рецензий на эту книгу, но я добавлю свою.

Она шла у меня в пакете с книжками «для души, радости и т.п», поэтому я чрезвычайно удивилась, когда героиней в ней оказалась бухгалтер-алкоголичка (три бутылки спиртного в неделю - это алкоголизм), со шрамом на лице, пребывающая в депрессии и страдающая расстройством аутистического спектра (по всей видимости). Более того, чем дальше разворачивается история, тем страшнее монстры являются на свет.

Книга написана не бесталанно и быстро цепляет читателя на крючок, причем не столько интригой, сколько одушевленностью неказистых героев, в которых можно с легкостью узнать свои черты, сверить мысли, порефлексировать о проблемах. Кто-то больше Элеанор, кто-то Рэймонд, кто-то - и та, и другой. На самом деле, почти каждый в современном мире после тридцати - набор сложившихся привычек, шаблонов поведения, одних и тех же мыслей. Кто-то педантичен, как Элеанор, кто-то много ест и курит, как Рэймонд. На мой взгляд, одна из целей сюжета - заставить человека взглянуть на все шире, избавиться от шор, надетых жизнью, средой, обществом потребления, где твои базовые проблемы вроде бы решены, да есть полно других, и каждый решает их по-своему, следуя инстинкту «упрощать» все, что только можно. Многие из нас живут, имея в наборе пять фломастеров - как-то так. Эта мысль мне понравилась, и расценивать Элеанор (до терапии) как полностью деструктивного, а Рэймонда как конструктивного персонажа я не возьмусь. Просто Элеанор оказалась ближе к краю.

По части реалистичности сюжета у меня есть претензии. Почему героиня, пережившая столь травмирующее событие в возрасте 10 лет и имевшая в подростковом возрасте проблемы с поведением, сном и т.п. (отсюда постоянно сменяющиеся приемные семьи), никогда не разговаривала с психологом? За всю жизнь ей не встретился ни один «значимый» взрослый, который смог бы хоть немного поколебать паттерны, заложенные в ней властной и психически нестабильной матерью. Элеанор сама была психически нездорова, но почему-то ни один психиатр на протяжении почти 20 лет ею не заинтересовался, хотя случай был примечательный с медицинской точки зрения и она могла пройти лечение гораздо раньше.

Вторая нестыковка - как только мы начинаем наблюдать за Элеанор, в ее жизни как будто постепенно включается свет и окружающие начинают относиться к ней не так, как раньше. Вчера ее считали неприятной особой и не хотели с ней взаимодействовать, а сегодня появляется Рэймонд, который вообще-то сразу начинает к ней клеиться (да-да, не знаю, какая там дружба, но он не отлипает от нее по дороге с работы, а потом настойчиво звонит, приглашая на импровизированные свидания в больницу - ничем другим это назвать нельзя). И с этого момента все вокруг начинают проникаться к Элеанор симпатией. Она продолжает вести себя как сноб, в спасении старика участвует неохотно, но лед вокруг внезапно трескается, и она оказывается в теплом «круге добра», которое буквально излучают встреченные люди, и в первую очередь Рэймонд. Так в чем раньше была проблема Элеанор, вызывавшей только равнодушие и антипатию, и куда она делась теперь?

Третья претензия - кондовые и неуклюжие отсылки к произведениям Остин и Бронте. Это сделано нарочито и неталантливо, сбивая градус реалистичности с происходящего и проявляя амбиции автора быть причастной к такого рода литературе. Потерянный социальным работником лист из «дела» Элеанор, где упоминается некий Броклхерст как попечитель, мистер и миссис Рид в качестве приемных родителей, их старший сын Джон, «натерпевшийся» от неуправляемой сироты, и даже темная комната на втором этаже - зачем это было?

Тем не менее с учетом всех недостатков хотелось поставить 4, но «полуоткрытый» финал и маленький, но все же твист в конце несколько меня охладили (все-таки реалистичные голоса в голове - не шутка, от этого не избавиться по щелчку пальцев, да еще и при такой наследственности, как у героини). Так что 3,5. Но книга неплохая, погружает в себя и дает пищу для размышлений.