Больше рецензий
27 августа 2024 г. 09:22
107
4 "История - дочь случайности."
РецензияУ Стросса я прочитала не очень много - пару романов и несколько рассказов, и всё из этого мне если не безумно понравилось, то, как минимум, оставило глубокое впечатление. "Аччелерандо" до сих пор считаю лучшей рефлексией на тему ближайшего человеческого будущего в грядущей технологической сингулярности.
Однако лично с моей колокольни Стросс - это такой автор, который больше любит размышлять о мире, который он рисует, наполняя его философскими выводами о смысле бытия и цене технологического прогресса на пару с далеко идущими последствиями, чем строить сюжет. И в этом плане "Небо сингулярности" ничем отличается. Если читать это хоть как фантастический детектив, хоть как космооперу, всё довольно... Спорно.
Но как интеллектуальная воображаемая головоломка "куда мы все идем и что нам даст полный доступ к любой информации" - довольно занятно.
Потому что, как мне показалось, именно информация в этом всём шапито имени Эсхатона является фактором, который определяет абсолютно все действия, описанные и нет. На пару с принципом причинности, однако и он скорее подчиняется общему тезисе о чрезвычайной важности свободного течения информации, которая может переопределить облик всей планеты в течение одного дня, стоит ей только на эту планету вылиться.
Интересно, что роман, где Эсхатон является натурально богом из машины и невидимым, но ощутимым Большим Братом, который определяет человеческую цивилизацию принципом "не ломайте историю, дети мои", никак не освещает, что это вообще такое. Да, какой-то интеллект, который как-то самообразовался в будущем, и ему не очень нравится идея, что кто-то его рождение может случайно предотвратить. Но совершенно непонятно, как, где и зачем он это сделал, а также нет внятного объяснения его потрясающей идеи разделить человечество по условным культурным самоидентификациям, распихав в разные уголки космоса.
Всех заботливо снабдив скрижалью "время не трогать, с причинностью не играть, без любви, не ваш бог".
С другой стороны, возможно, именно эта монументальная непонятность Эсхатона является в нём идеальной - человеческий рассудок просто не может постичь нечто, что-то столь чуждое, как сверх-ИИ, выбравшийся в окружающую вселенную потому что потому. Он отличен от всего человечества намного больше, чем сами люди могут быть отличны внутри своего социума.
Так вот, сконструированный автором сеттинг меня снова глубоко впечатлил, в отличие от всего остального, включая главных действующих персонажей.
На дворе - примерно XXV век, человечество кое-как оклемалось от прохождения технологической сингулярности и внезапного недобровольного преобразования в межзвёздный вид, научилось летать между новыми человеческими планетами с допустимыми скоростями и как-то жить. Человеческие колонии за прошедшие пару-тройку столетий выкристаллизировали каждая своё личное безумие и технологическое направление, и есть среди них откровенно странненькие.
Основное действие как раз в такой недоделанной звёздной империи, которая сама себя считает Республикой, при этом с наличием императора (нет, никаких противоречий), и разворачивается. В ней ради сдерживания социальных изменений под запретом для общественности находятся вообще все технологии чуток сложнее парового двигателя, доступ к ним есть только у верхушки общества, да и те пользоваться ими умеет слабо. Социально и морально жизнь в Новой Республике отброшена на XIX век и косит под Российскую Империю на её излёте, что при наличии звёздных крейсеров кажется решением довольно своеобразным, но оправдывается тем, что бесконтрольные технологии очень опасны.
Как будто что-то другое бесконтрольное, например, абсолютная монархия, строго полезна.
В наличии все полагающиеся подобному антуражу атрибуты, включая тайную полицию и зреющую в подполье социалистическую революцию. Собственно, именно с революцией и закручен тот кусок сюжета, который хоть как-то связан с персонажами, а не с размышлениями Стросса о плотности информации и каузальности. Потому что ООН, который ничего не делает на Земле последние лет двести, всё-таки иногда подумывает нанести окружающим гуманность, для чего отправляет в сторону Новой Республики шпионку с дипломатическим прикрытием. Та без мыла залезает в уходящую навстречу Фестивалю эскадру Новой Республики, которая собирается воевать с непонятно чем. Ещё где-то болтается другой шпион с Земли, который тоже занят относительно полезными делами, и между ними даже есть какая-то вялая любовная линия, смысл которой от меня ускользнул.
Но пусть будет.
Потому что настоящая звезда, на которой Стросс разыгрался со всем своим, явно богатым, воображением по полной - это как раз Фестиваль, и всё, происходящее вокруг, абсолютно вторично. Фестиваль - это стихийное бедствие, неконтролируемая сила, которая вообще никому не подчиняется и ничего не хочет, она просто прилетает и начинать искажать реальность и здравый смысл, попутно разговаривая с местным населением.
В этот раз Фестиваль натыкается на планету Рохард, которая даже в очень ограниченных условиях Новой Республики выглядит абсолютным нецивилизованным дном, стучится об неё и внезапно выясняет, что информация на планете есть, и ему, Фестивалю, надо. И высыпает на полумёртвую провинциальную колонию плоды технологического прогресса за последние триста лет, щедро одаривая местных страждущих исполнением их желаний, причём никак не деля их на откровенно тупые и осмысленные. Хочешь вечную молодость? Пожалуйста. Хочешь гуся с золотыми яйцами? Пожалуйста. Хочешь верных волшебных друзей? Да не вопрос.
Правда, желания Фестиваль исполняет примерно на уровне феи крёстной с очень скорбным чувством юмора, но за всё приходится платить.
Итог ожидаем: на планете рушится даже то подобие государственной власти, что на ней было, из подполья вылезают революционеры, но и они начинают спустя какое-то время сходить с ума под дождём из чудес и нашествием чудовищ.
Планета погружается в тотальную информационную анархию: вокруг самоходные деревья Края, которые жрут всё, что видят, от металлов до органики, Критики, которые пытаются изучить местную фауну, для чего берут чуть ли не в заложники одного из местных революционных идеологов, крестьяне пачками выгружаются в цифровую форму, чтобы сбежать в уют квазикристаллов Фестиваля и сублимироваться из органики навсегда, а бывший наместник-герцог оказывается мухой в янтаре.
Именно с тем, что такое Фестиваль, что он делает и как вообще надо вести себя с пост-сингулярностью, которая даже не понятно, обладает ли разумом в человеческим критериях, связаны самые живые авторские рассуждения. Он их через разных персонажей проводит, но основная мысль одна: на самом деле, прогресс и течение информации можно попытаться задушить, но они найдут обходной путь. И чем удачнее распространение информации удаётся сначала сдерживать и контролировать, тем больший бедлам начнётся потом, когда она всё-таки хлынет, и никому это не понравится.
Инфоядная форма жизни - весьма свежее определение, по крайней мере, я раньше не встречала.
Кстати, тема с цивилизацией, которая построила сеть широкополосной связи с галактическими маршрутизаторами, будет всплывать и в дальнейших произведениях Стросса, только там люди с этой картой сети уже освоятся. Не понимаю, одни это древние строители или разные, но троп однозначно тот же.
Мне эта фантастическая находка кажется очень интересной.
А вот остальные сюжетные ветки, хоть и связаны напрямую с Фестивалем, мне малопонятны: длинное включение флота Республики, который решает пойти повоевать с противником, суть которого они даже постичь не могут, шпионские игрища между Императорским троном и ООН, тайная полиция, которая отчаянно хочет поссориться с Землёй и прямо идёт к успеху, вот всё это как будто не имеет особого смысла. То есть да, тут есть какое-то действие, какие-то персонажи, их даже довольно много, и я кого-то даже запомнила - Муромца, например, - но это не заслуга ярко выписанного образа, а подобранных фамилий.
Не могу даже сказать, что я до конца понимаю восточно-европейский антураж, местами он сильно отдаёт клюквой, пусть в каком-то смысле это даже занятно и легко воспринимается в плане звучания имён. Опять же, есть ощущение, что всё дело именно в социалистической революции, которую Стросс решил просто перенести из прошлого, адаптировав, но не слишком сильно, и для этого ему вполне подходила история уже когда-то существовавшей монархии.
В целом, все персонажи, даже обладая иногда какой-нибудь интересной деталью характера, строго функциональны и выполняют сюжетную роль. Мне такое подходит, но всё же я считаю, что для подобной методики построения романа часть веток реально можно было убрать. Драму с подозрениями офицера безопасности и тайной полиции, например, выбросить шпионов за борт можно каким угодно способом. Многовато диалогов между военными - да, читателю надо увидеть стратегию Фестиваля, который обороняется, и возможности роботов, которые способны строить что угодно в бесконечных объёмах, но подача через разговоры не казалась мне такой уж удачной, особенно она к финалу утомляет.
Хотя сам текст, в целом, лично на мой вкус неплох: у Стросса специфичный язык повествования и ещё более специфичные наблюдения за окружающим миром, но мне такое скорее подходит.
Как итог, я бы назвала роман своеобразным. Мне понравилось, я люблю книги с большим количеством фантастических размышлений о сингулярности и богатством технологических описаний, плюс концепт Эсхатона мне интересен. Но, возможно, как публицистическое эссе "Небо сингулярности", лишившись шпионов и прочих незначительных вещей, смотрелось бы даже лучше.
Хотя я, конечно, обязательно прочитаю и вторую часть цикла, хотя бы для того, чтобы понять, будет ли там объяснение всегалактического интернета и Эсхатона, именно как к художественной книге - есть к этому всему вопросы.