Больше рецензий

alexeyfellow

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 августа 2024 г. 18:00

586

2 «Вверх по лестнице ведущей вниз» Б. Кауфман

Эпистолярный роман (1965) об американской системе образования, который, судя по вступительной статье, производил фурор. Однако я не проникся, в том числе и потому что это американская история о проблемах в американских школах того времени. За тридцать лет до этого Дж. Оруэлл, в романе «Дочь священника» (1935), затрагивал проблемы в системе образования.

У нас же темы образования в литературе и кино достаточно частое явление, например: «Республика ШКИД» (1927) Л. Пантелеев, «Педагогическая поэма» А. Макаренко (1937), «Иду к людям (Большая перемена)» (1961) Г. Садовников, «Чучело» (1981) В. Железняков, «Дорогая Елена Сергеевна» (1988) реж.: Э. Рязанов.

Вместе с тем, эти книги и экранизации отличаются от американской эпистолярки тем, что наши проблемы можем понять только мы. Поскольку приведенные объекты культуры обусловлены эпохой и конкретными событиями, а не абстрактными рассуждениями на темы, которые для нас, в тот момент, даже не являлись чем-то, что заслуживает внимания, так как были более насущные вопросы, требующие разрешения.

И проблемы эти, среди прочего, касались доступа к образованию и организации учебного процесса, воспитания, в широком смысле слова, а не того, что закончились бумажки для записок, или не из кого выбрать того, кто будет сопровождать ученика в туалет, либо карандаш с каким номером необходимо взять, что бы написать эссе…

Больше интересного на моем Telegram-канале

Комментарии


Мне показалось, что большое достоинство этой книги как раз в том, что она больше, чем американская история о проблемах в американских школах того времени. Я читал ее в девяностых, когда сам еще очень хорошо помнил свою школу :-)


Здравствуйте, Алексей!

Тоже учился в школе в 90-е, и на тот момент был знаком с опытом не только московских школ, но и деревенских, где был на каникулах.

Нигде обозначенных в книге проблем, в таком масштабе, что б книга как рупор имела бы смысл, не было. Видимо по этой причине не увидел обозначенной Вами величины.

На мой взгляд, данная книга не универсальна. Кроме того, она охватывает временной период, который весьма разнился от государства к государству, проблемы и возможности были разные.

А молодые учителя, которые сталкиваются с реальностью в классе и учительской, были, есть и будут, но в этой книге данная тема не раскрыта тоже.


Жалко. Для меня эта книга была как глоток воздуха, как абсолютно новое измерение околошкольной литературы. Я сейчас уже не восстановлю в памяти деталей сюжета, но хорошо помню свои ощущение света, свежести и теплоты от этой книги. Это возникло именно оттого, что я соотнес свой школьный (совсем не московский, кстати) опыт с описанным в книге, и они между собой вступили в реакцию.
Именно яркость воспоминаний и заставила меня написать комментарий. Я не стараюсь обесценить ваши впечатления, просто делюсь своими.


Мне не показалось, что Вы стремитесь обесценить мое мнение и ощущения от прочитанного. Напротив, обменяться мнениями, в конструктивном ключе, всегда интересно.

Многие из нас тут именно для того что бы обсуждать книги и принимать решения о том, что прочитать. Потому мы и обращаемся к рецензиям, а равно отзывам. Мои воспоминания о школьном периоде не столь теплые как у Вас.

Возможно тот факт, что данное чтение не сопровождалось для меня приятными эмоциями, симпатиями и антипатиями, это позволило мне посмотреть на предмет и проблематику книги дистанцировано.

Но всегда интересно познакомиться с альтернативной точкой зрения, ощущениями, опытом другого человека, быть может и согласиться с аргументами собеседника. Это тоже опыт, но уже для другого человека.

Относительно московских школ в 90-е, слишком не идеализируйте. :) Проблем хватало, как и везде. Но все это не мешает ярким детским воспоминаниям.