Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

21 августа 2024 г. 21:55

5K

5 Знакомство с любопытным и очень мудрым народом

Эпос, в который я влюбилась. Точнее, это не полный эпос, а его фрагменты. Причём, у обнаружения и публикации этих фрагментов имеется своя история, по которой можно написать отличный приключенческий роман. Узнала я об этом из книги «Беседы богов. Фрагменты чукагирского эпоса в пересказе Александра Секацкого».

Начну с того, что эта книга из тех, читая которые нельзя обойтись без ознакомления с предисловием, которое здесь называется «Пояснение». Из него можно и нужно узнать, что же это за народ такой, чукагиры. И что за тексты собраны в книге. Также автор обрисует трагическую историю юкагиров – коренного народа Восточной Сибири и Крайнего Севера, населявшего со времен неолита огромное пространство от Чукотки с Камчаткой до Тобола. А ещё тут откроется, что одни из героев старых анекдотов (речь о чукчах) — очень воинственный народ, который, объявившись в XVII веке на крайнем северо-востоке евразийского материка, вскоре поработил или оттеснил всех соседей. Случилось так, что юкагиры растворились в чукчах. Стали чукагирами.

Язык их постепенно был утерян, а эти фрагменты или, как их назвал автор, «выдирки» были найдены в рассказах других народов. Распознавались они по одному уникальному признаку – произносились на неизвестном рассказчикам языке. Диковинный язык сохранился, но не смысл его слов. Чукчи называли эти слова «ушедшими». И всё же кое-что удалось откопать в собранном учёными и фольклористами материале и расшифровать. Секацкий сложил эти кусочки и вышла книга, которая при своей незавершенности, так как ещё многое предстоит найти и перевести, даёт неплохое представление об этом народе, его традициях, укладе жизни и философии.

Книга разделена на три части. В первой, названной «Беседы богов», собраны фрагменты, из которых можно составить представление о рождении мира, о жизни чукагиров, о богах, которым они не столько поклонялись, сколько прислушивались к ним и старались не нарушать их заветов. Народ был тотемный, эти отрывки эпоса принадлежат очень наблюдательному племени Выдр. Есть мудрые шаманы, а есть не менее мудрые, но непонятые другими люди, как дурачок Отэх, которого так прозвали, потому что понять его не могли. А он умел слушать природу и понимать её явления. Как-то спросили его: «А что же ест Солнце?». И он ответил: «Солнце сам себя ест». Вот откуда бы древнему человеку настолько понимать суть? Откуда было этим людям знать такое? А знали.

Можно ли попытаться сложить историю? Да. Из первого фрагмента можно понять, как рождались боги, как становились шаманами. Но есть совсем короткие отрывки, не разгаданные, как зарисовка про женщину, родившую девочку, и две шкуры. А вот опять появляется Отэх и снова несёт знание не отсюда; несёт, несёт, да никто не знает, как его применить. Но не выбрасывается это знание, складывается в копилку к другим, ведь когда-нибудь придёт и его время.

А есть женское знание, которое в иных случаях мудрее слова шамана будет. Нет у чукагиров подчиняющейся и доминирующей роли, но есть мужской и женский мир, мужское и женское знание, и оба важны для жизни и равновесия.

Любопытный был народ и мудрый. Вот о времени рассуждают, а есть ли у него свой размер? Не ясно, но вполне понятно другое — от его размера зависит всё остальное: болота, земля, моря и любовь. Мудрости древних можно подивиться и поучиться. И подумать, поразгадывать задачки их философии, которую при её столь почтенном — более, чем в тысячу лет — возрасте примитивной никак не назовешь. Где-то намеки дают, иносказательно, завуалировано, будто в туман укутано. А где-то и более прямо. Приведу несколько примеров.

В начале лета в тундре много цветов. Потом, в конце лета, — ягоды. От ягод больше пользы. Но если сорвать цветы в начале лета и принести их девушке, она скорее полюбит тебя, чем если ты принесешь ей ягоды поздним летом. Вот и в самой любви есть слова и объятия, с ними дело обстоит точно также
Если бы заяц обладал речью, а волк мог бы понимать его – изменилась бы судьба зайца?
— Нет, не изменилась бы.
— А если бы заяц обладал речью и волк не мог бы его понять, а другие зайцы могли бы?
— Тогда судьба зайца изменилась бы. Тогда зайцы рано или поздно стали бы охотиться на волков.
В селении Энчиэ на востоке, если ты заболел и у тебя жар, нужно целый день ничего не брать в руки, никакой вещи. Это называется «День пустых ладоней» и в этом селе живут удивительно здоровые люди.

— это уже из примет и обычаев, а ведь догадались, что это помогает уменьшить передачу заразы.

Есть и пророческие вещи, как фрагмент «Домики из снега». А «Заклятие белки» — самое настоящее размышление о необъятности Вселенной. И ещё: по мифологии чукагиров мир – это вывернутая наизнанку рыба. Если рыбу свернуть, то она уплывет и ничего не останется, ведь сама по себе она небольшая. Привет теориям о расширении и последующим за ним сужении Вселенной.

Ну очень любознательный и мудрый народ. И эпос у них необычный в нашем привычном понимании. Не о свершениях и деяниях героев, а их размышления, выводы, складывающиеся в особую философию. Знания, что открывает шаман Яду и передаёт людям; мудрость старости, которой делится седовласый Харош. И вопросы, что они себе задают. Они знали: чтобы получить ответ, нужно задать правильный вопрос. На какие-то находят ответ, а кое-что подслушивают у богов. Об этом во второй части «Беседы богов. Подслушанное», где собраны отрывки разговоров между богиней Луны и её сыновьями. Но многое они открыли сами, так как знали, что такое познавать:

Всякий зверь, птица, рыба, растение, камень, туча оставляют следы. Следы встречаются на земле, в воздухе, в небе, в воде, в лучах света. Познавать – это и значит идти по следу, нет другого способа. Каждый знает лишь то, что может выследить.

И память – тоже след. Все их обычаи и традиции, все приметы – не что иное, как результат наблюдений, на основании которых они строили свою жизнь. В этом эпосе и боги, и люди философствуют, размышляют о высоких и низких материях. Как точно об изнанках подмечено, что о мире, что о душе. Из этого рождаются применимые, называемые полезными знания, например, о людях-самородках и том, как украшать мир.

Удивительно, но здесь совсем нет сражений и крови. Хоть и называется последняя часть «Сражение». Шли тунгусы на них, и Выдры решили сражаться, а ведь у чукагиров не было оружия для войны, лишь для промысла. Мирный народ. Рассчитывали они на своё иное «оружие». И битва была совсем не такой, как в эпосах других народов.

В «Пояснении» Александр Секацкий обмолвился, что его друг и соисследователь, чью фамилию по его просьбе оставил автор неназванной, сначала был против публикации этих отрывков, ведь осталась приличная куча неизученного материала. А то, что имелось – сырая работа. Но я очень рада, что данные фрагменты всё же опубликованы, потому что это очень интересный и необычный эпос, в котором мудрость собрана и дан пример того, как жить без ссор, драк и войн. Очень надеюсь, что работа продолжится и мы узнаем ещё больше об этом уникальном древнем народе. Миру — мир, а чукагирам – воскрешения из небытия.

Спасибо "Гипериону" за возможность познакомиться с книгой.

На канале с иллюстрациями

Комментарии


Цитаты просто огонь. Вот это мудрость.


Познанием себя и мира занимались, промыслом, богов слушались и хранили мир. Самый мудрый народ из тех, что я на сей момент знаю, хотя и древнее многих других.


Книгу то я вряд ли буду читать, но тебя почитала с огромным удовольствием, и во всём соглашусь.
Вот бы они кому-то отсыпали немного своей мудрости.


Очень многим надо, не хватит на всех.


Увы, нет(


Очень интересно))


Да, книга оказалась очень любопытной)


тоже цитаты понравились)


Тут такого много!)


здорово)


мудрость собрана и дан пример того, как жить без ссор, драк и войн.

Выходит, есть чему поучиться... Но у человечества даже на собственных граблях не всегда получается что-то запомнить.


Маша, я в них влюбилась. Оказывается в истории человечества были и такие, которые жили в мире с природой и подобными себе. Вся история - сплошные войны. И даже другие эпосы все про борьбу, про сражения и т.п. А ту вон чего - философия и наблюдения за миром, который их окружал и с котором они жили.


Понимаю, Наташ) Удивительный народ! Созерцательный... В чем-то немножко на японцев похож, да?)


О, нет) Японцы - очень воинственная нация была. Их история - тоже сплошные войны, поклонение мечу. А вот современные - наверно близки к той философии и наблюдательности, которая была свойственна чукагирам. И скорее не все японцы, а их религиозные течения.


А вот современные - наверно близки к той философии и наблюдательности, которая была свойственна чукагирам. И скорее не все японцы, а их религиозные течения.

Как раз об этом и подумала)
А так, конечно, воинственные, достаточно одну только вторую мировую вспомнить.