Больше рецензий
21 августа 2024 г. 21:55
5K
5 Знакомство с любопытным и очень мудрым народом
РецензияЭпос, в который я влюбилась. Точнее, это не полный эпос, а его фрагменты. Причём, у обнаружения и публикации этих фрагментов имеется своя история, по которой можно написать отличный приключенческий роман. Узнала я об этом из книги «Беседы богов. Фрагменты чукагирского эпоса в пересказе Александра Секацкого».
Начну с того, что эта книга из тех, читая которые нельзя обойтись без ознакомления с предисловием, которое здесь называется «Пояснение». Из него можно и нужно узнать, что же это за народ такой, чукагиры. И что за тексты собраны в книге. Также автор обрисует трагическую историю юкагиров – коренного народа Восточной Сибири и Крайнего Севера, населявшего со времен неолита огромное пространство от Чукотки с Камчаткой до Тобола. А ещё тут откроется, что одни из героев старых анекдотов (речь о чукчах) — очень воинственный народ, который, объявившись в XVII веке на крайнем северо-востоке евразийского материка, вскоре поработил или оттеснил всех соседей. Случилось так, что юкагиры растворились в чукчах. Стали чукагирами.
Язык их постепенно был утерян, а эти фрагменты или, как их назвал автор, «выдирки» были найдены в рассказах других народов. Распознавались они по одному уникальному признаку – произносились на неизвестном рассказчикам языке. Диковинный язык сохранился, но не смысл его слов. Чукчи называли эти слова «ушедшими». И всё же кое-что удалось откопать в собранном учёными и фольклористами материале и расшифровать. Секацкий сложил эти кусочки и вышла книга, которая при своей незавершенности, так как ещё многое предстоит найти и перевести, даёт неплохое представление об этом народе, его традициях, укладе жизни и философии.
Книга разделена на три части. В первой, названной «Беседы богов», собраны фрагменты, из которых можно составить представление о рождении мира, о жизни чукагиров, о богах, которым они не столько поклонялись, сколько прислушивались к ним и старались не нарушать их заветов. Народ был тотемный, эти отрывки эпоса принадлежат очень наблюдательному племени Выдр. Есть мудрые шаманы, а есть не менее мудрые, но непонятые другими люди, как дурачок Отэх, которого так прозвали, потому что понять его не могли. А он умел слушать природу и понимать её явления. Как-то спросили его: «А что же ест Солнце?». И он ответил: «Солнце сам себя ест». Вот откуда бы древнему человеку настолько понимать суть? Откуда было этим людям знать такое? А знали.
Можно ли попытаться сложить историю? Да. Из первого фрагмента можно понять, как рождались боги, как становились шаманами. Но есть совсем короткие отрывки, не разгаданные, как зарисовка про женщину, родившую девочку, и две шкуры. А вот опять появляется Отэх и снова несёт знание не отсюда; несёт, несёт, да никто не знает, как его применить. Но не выбрасывается это знание, складывается в копилку к другим, ведь когда-нибудь придёт и его время.
А есть женское знание, которое в иных случаях мудрее слова шамана будет. Нет у чукагиров подчиняющейся и доминирующей роли, но есть мужской и женский мир, мужское и женское знание, и оба важны для жизни и равновесия.
Любопытный был народ и мудрый. Вот о времени рассуждают, а есть ли у него свой размер? Не ясно, но вполне понятно другое — от его размера зависит всё остальное: болота, земля, моря и любовь. Мудрости древних можно подивиться и поучиться. И подумать, поразгадывать задачки их философии, которую при её столь почтенном — более, чем в тысячу лет — возрасте примитивной никак не назовешь. Где-то намеки дают, иносказательно, завуалировано, будто в туман укутано. А где-то и более прямо. Приведу несколько примеров.
В начале лета в тундре много цветов. Потом, в конце лета, — ягоды. От ягод больше пользы. Но если сорвать цветы в начале лета и принести их девушке, она скорее полюбит тебя, чем если ты принесешь ей ягоды поздним летом. Вот и в самой любви есть слова и объятия, с ними дело обстоит точно также
Если бы заяц обладал речью, а волк мог бы понимать его – изменилась бы судьба зайца?
— Нет, не изменилась бы.
— А если бы заяц обладал речью и волк не мог бы его понять, а другие зайцы могли бы?
— Тогда судьба зайца изменилась бы. Тогда зайцы рано или поздно стали бы охотиться на волков.
В селении Энчиэ на востоке, если ты заболел и у тебя жар, нужно целый день ничего не брать в руки, никакой вещи. Это называется «День пустых ладоней» и в этом селе живут удивительно здоровые люди.
— это уже из примет и обычаев, а ведь догадались, что это помогает уменьшить передачу заразы.
Есть и пророческие вещи, как фрагмент «Домики из снега». А «Заклятие белки» — самое настоящее размышление о необъятности Вселенной. И ещё: по мифологии чукагиров мир – это вывернутая наизнанку рыба. Если рыбу свернуть, то она уплывет и ничего не останется, ведь сама по себе она небольшая. Привет теориям о расширении и последующим за ним сужении Вселенной.
Ну очень любознательный и мудрый народ. И эпос у них необычный в нашем привычном понимании. Не о свершениях и деяниях героев, а их размышления, выводы, складывающиеся в особую философию. Знания, что открывает шаман Яду и передаёт людям; мудрость старости, которой делится седовласый Харош. И вопросы, что они себе задают. Они знали: чтобы получить ответ, нужно задать правильный вопрос. На какие-то находят ответ, а кое-что подслушивают у богов. Об этом во второй части «Беседы богов. Подслушанное», где собраны отрывки разговоров между богиней Луны и её сыновьями. Но многое они открыли сами, так как знали, что такое познавать:
Всякий зверь, птица, рыба, растение, камень, туча оставляют следы. Следы встречаются на земле, в воздухе, в небе, в воде, в лучах света. Познавать – это и значит идти по следу, нет другого способа. Каждый знает лишь то, что может выследить.
И память – тоже след. Все их обычаи и традиции, все приметы – не что иное, как результат наблюдений, на основании которых они строили свою жизнь. В этом эпосе и боги, и люди философствуют, размышляют о высоких и низких материях. Как точно об изнанках подмечено, что о мире, что о душе. Из этого рождаются применимые, называемые полезными знания, например, о людях-самородках и том, как украшать мир.
Удивительно, но здесь совсем нет сражений и крови. Хоть и называется последняя часть «Сражение». Шли тунгусы на них, и Выдры решили сражаться, а ведь у чукагиров не было оружия для войны, лишь для промысла. Мирный народ. Рассчитывали они на своё иное «оружие». И битва была совсем не такой, как в эпосах других народов.
В «Пояснении» Александр Секацкий обмолвился, что его друг и соисследователь, чью фамилию по его просьбе оставил автор неназванной, сначала был против публикации этих отрывков, ведь осталась приличная куча неизученного материала. А то, что имелось – сырая работа. Но я очень рада, что данные фрагменты всё же опубликованы, потому что это очень интересный и необычный эпос, в котором мудрость собрана и дан пример того, как жить без ссор, драк и войн. Очень надеюсь, что работа продолжится и мы узнаем ещё больше об этом уникальном древнем народе. Миру — мир, а чукагирам – воскрешения из небытия.
Спасибо "Гипериону" за возможность познакомиться с книгой.
Комментарии
Цитаты просто огонь. Вот это мудрость.
Познанием себя и мира занимались, промыслом, богов слушались и хранили мир. Самый мудрый народ из тех, что я на сей момент знаю, хотя и древнее многих других.
Книгу то я вряд ли буду читать, но тебя почитала с огромным удовольствием, и во всём соглашусь.
Вот бы они кому-то отсыпали немного своей мудрости.
Очень многим надо, не хватит на всех.
Увы, нет(
Очень интересно))
Да, книга оказалась очень любопытной)
тоже цитаты понравились)
Тут такого много!)
здорово)
Выходит, есть чему поучиться... Но у человечества даже на собственных граблях не всегда получается что-то запомнить.
Маша, я в них влюбилась. Оказывается в истории человечества были и такие, которые жили в мире с природой и подобными себе. Вся история - сплошные войны. И даже другие эпосы все про борьбу, про сражения и т.п. А ту вон чего - философия и наблюдения за миром, который их окружал и с котором они жили.
Понимаю, Наташ) Удивительный народ! Созерцательный... В чем-то немножко на японцев похож, да?)
О, нет) Японцы - очень воинственная нация была. Их история - тоже сплошные войны, поклонение мечу. А вот современные - наверно близки к той философии и наблюдательности, которая была свойственна чукагирам. И скорее не все японцы, а их религиозные течения.
Как раз об этом и подумала)
А так, конечно, воинственные, достаточно одну только вторую мировую вспомнить.