Больше рецензий
21 августа 2024 г. 18:12
381
3.5 Объем работы вовсе не определяет степень важности дела.
РецензияТак кто - нибудь может похвастаться тем, что понял до конца сюжет, образы, аллюзии и символы романа?
Вот - вот...
Такой сложный роман, не имеющий конца, о котором не перестают спорить и находить подчас то, чего там нет и в помине. Хотя, чёрт его знает, на что наткнёшься, ища чёрную кошку в кромешной темноте.
Впрочем, тусклый лучик света нам оставил Макс Брод в послесловии к первому изданию, которое, как известно, вышло уже после смерти Кафки:
Заключительной главы Кафка не написал. Тем не менее однажды на мой вопрос, как должен закончиться роман, кое-что он рассказал. Так называемый землемер получит по крайней мере частичное удовлетворение. Он не прекратил своей борьбы, а умер, обессилев. Вокруг его смертного ложа соберется община, и вниз из замка тут же доставят решение о том, что, правда, притязания К. на право проживания в деревне не удовлетворены, но что, принимая во внимание некоторые побочные обстоятельства ему позволено в ней жить и работать.
Ну, это дополнение понятно лишь для тех, кто осилил эту далеко не лёгкую для восприятия книгу.
Я же, помня о том, что рецензия есть не только частичка личного отношения, но и доля рекламы, попробую сразу же поставить в тупик тех, кто ещё только собирается с головой окунуться в вязкое, многослойное и абсурдное с точки зрения здравого смысла повествование. Итак:
Вопросы, не имеющие ответа, для тех, кто решиться читать "Замок".
1. Замок - как ударение поставить, так и образ меняется. Я же за ударение на втором слоге голосую.
2. Главный герой вообще лишь начальную букву имени имеет, Вот такое обезличивание.
3. Землемер, вызванный на осою работу, так её и не делает, а лишь спускается всё ниже и ниже...
4. Замка вы в романе так и не увидите, а будете лишь в деревне, что неподалёку.
5. Почему К. высокомерен к окружающим, почему идёт "против течения", понимая, что ничего этим не добьётся?
6. Замок не даёт чётких указаний жителям деревни и уж тут ...
7. Нужна ли такая работа К. и почему он всё не бросит и не уедет? Почему привязывается к этому неласковому миру навсегда?
8. К. так и не получит обещанной оплаты труда своего, ведь он ничего не сделал.
9. Есть ли здесь противопоставление возвышенного и земного? Да и вообще найдётся ли тут идеал, к которому стремиться надо?
10. Не есть ли Деревня тот самый промежуточный образ ворот Рая, куда всякая душа стремиться попасть?
Пожалуй, более вопросов и не надо. И на эти не ответить.
Что ж, теперь и можно начинать читать. Но я вас предупредил: лёгкой прогулки по сюжету тут не будет. Да и вообще советую запастись старыми, добрыми закладками, которые, постепенно будут не только обозначать ваш путь в этом топком и засасывающем буквенно - образном пространстве, но и помогут выбраться на сушу, где нет такого плотного тумана экспрессионистического символического абсурдизма.
Закончу же ещё одной цитатой Макса Брода:
Когда некто, как Кафка, обладающий силой и огромными способностями, с особенной энергией и побуждаемый любовью необычайной глубины (часто преисполненной горечью и тем не менее столь нежной), зорко вглядывается в мир, он, выражаясь сдержанным языком Кафки, «увидит многое, что прежде оставалось без изменения».
Книга прочитана в группе Читаем классику вместе! в рамках игры Восемь дорог. Экспрессионизм.