Больше рецензий
21 августа 2024 г. 17:26
104
4.5 О художниках и властях, о времени, которое выносит справедливые суждения...
РецензияЧитая эту книгу, я в очередной раз радовалась и огорчалась... Радовалась тому, какие интересные развивающие книжки (причем в издательстве "Детская литература"!) выходили в советские времена, и огорчалась тому, что описываемая в книге художественная "крамола" продолжает оставаться всё столь же актуальной, в любые времена и в любых странах. Всегда художники пытались высказаться, и всегда находились те, кто пытался наказать художников за "неподобающие" высказывания.
Любопытно, что книга писалась в тот острый момент, когда художники снова стали объектом пристального внимания властей. Ровно годом раньше выхода этой книги произошел знаменитый визит Никиты Сергеевича Хрущева в Манеж на выставку, где он громко и знаменито ругался на непривычные полотна советских авангардистов. Так что, пожалуй, эту книгу можно рассматривать и как своеобразную пилюлю, которую автор подготовил для своих современников. Церковные власти гнобили Микеланджело, Веронезе, Гойю, российские власти не давали хода Перову, Неверову, Репину... Но искусство вечно, и спустя годы никто не сомневается в том, что написанные ими работы - подлинные шедевры, которым уготовано место в истории и в сердцах людей. Возможно, спустя годы и участников выставки в Манеже ждет признание. Так и случилось, как мы знаем, хотя советская власть, однажды и навсегда провозгласившая "социалистический реализм" в качестве единственно верного способа отражения окружающего мира, ещё, как минимум, однажды использовала запретительные методы, бульдозерами разогнав выставку авангардистов в Беляево в 1974-м.
Теперь-то мы, конечно, знаем, что советская власть не только "мазню" авангардистов не признавала, под её цензуру попали и прерафаэлиты, и многие постимпрессионисты, и весь поп-арт... Потихоньку нынче восстанавливаем культурологические пробелы, пользуясь пока ещё доступными источниками информации и бурно развивающейся он-лайн деятельностью музеев))
Но вернемся к книге. Она - совсем небольшая, и это скорее недостаток, чем достоинство, хотя в ней есть множество иллюстраций, пусть и черно-белых, но вполне неплохо показывающих те самые крамольные полотна, которые Анатолием Варшавским упоминаются в тексте. Так что и теперь, несмотря на возможности интернетов разных, чтение этой книги способно развивать ищущих и образовывать желающих) И вот тут хочется посетовать на то, что подобных книг в нынешней жизни выходит бесконечно мало, а вот всякие сетевые источники требуют серьезной верификации предоставляемой информации, чему нынче мало кто обучен, к сожалению...
Так что книга достойна прочтения, осмысления и последующих походов в музеи. Что ни говори, а ни одна репродукция не дает реального представления о живописном полотне. Лучше смотреть глазами. Если есть такая возможность, разумеется.
Книга прочитана в рамках игры KillWish. Тур 13. 13, Пятница. Добро пожаловать в стационар №13
Тир «Target Shooting».
Комментарии
"российские власти не давали хода Перову, Неверову, Репину... ".
Особенно Репину, действительному члену Императорской Академии художеств:)
а о запрете экспонировать некоторые его ныне знаменитые картины вы не слышали?.. и напрасно, кстати((
Это про его картины с революционной пропагандой, наверно? А что, их в Российской империи должны были экспонировать? ))
По-моему, тут вопрос в том, как эта тематика репинского творчества отразилась на его академической карьере. Если отразилась (в чём я сильно сомневаюсь). Столь видных деятелей культуры начальство обычно опасается преследовать: это неизбежно вызовет общественное негодование, начальству совсем не нужное.
Да, и об остальных упомянутых художниках. Перова знаю, а вот кто такой Неверов? Может, Николай Васильевич Неврев здесь подразумевается? Другой версии у меня нет.