Больше рецензий
17 августа 2024 г. 15:58
315
4.5
Рецензия"Сначала я не поняла, а потом каак поняла!"...
Я не собиралась перечитывать эту вещь. И уж точно - писать на нее рецензию. С какой-то неправильностью в квартирах я сталкивалась, и нередко, хотя относила это к причудам своего воображения. Например:
- если ночью смотреть на свое отражение в зеркале, через какое-то время лицо исказится, и перед тобой возникнет страшная харя;
- окошки в санузле в хрущевках, "темные комнаты", кладовки были для меня (и не только!) непрекращающим источником страхов;
- однажды в детстве в складках одежды я увидела чье-то лицо. При этом мы играли в Бабу-Ягу - не слишком доброго персонажа.
Помножим это на интерес к заброшкам и получим портрет идеального читателя страшных книжек вроде этой. Ведь каждый дом обладает "характером", у него есть прошлое, тени и печальные моменты, а присутствие каждого из жильцов со своей жизненной историей накладывает определенный отпечаток.
Как и в других книгах ("Болотница", "Кошачья голова") - историю рассказывает девочка-подросток, которая, не подумав, поучаствовала в странном ритуале, открывшем путь в дом нечисти. С тех пор все завертелось - в переносном и прямом (люстра начала описывать круги) смыслах, а все семейство лишилось покоя. В "Приоткрытой двери" описана сравнительно нормальная семья - в трехкомнатной квартире дома XIX века живут мама, папа, бабушка, наша героиня Настя, ее тетя Юля (Люля), которая и предложила провести тот самый ритуал. Насте слишком мало лет, чтобы нанимать в сети практикующего мага, она опасается, что ее высмеют в церкви или она попадет в психушку. Поэтому она наблюдает и делится своими проблемами с Викой, уже известной нам героиней "Болотницы". Конец книги вроде бы благоприятный, так как Насте удалось остановить хотя бы распространение нечисти (но это не точно).
Но бочка меда не была бы таковой, если бы в нее не затесалась и ложка дегтя. Почти во всех книгах Татьяны Мастрюковой присутствуют народные байки - об оборотнях, бесах, оживших мертвецах и прочей нечисти - здесь же в канву ОСНОВНОЙ истории автор вплела столько деталей, что каждой из них с лишком хватит, чтобы на ее основе построить целую повесть или даже роман. Судите сами:
- отношения в семье, где папа терпит сестру жены, а та толком не работает и живет богемной жизнью;
- молодая женщина вообразила себя ведьмой и начала вызывать духов;
- заказ странной куклы у Игрушечника и отношения с ним (конец книги написан так невнятно, что только после энного перечитывания до меня дошло, что кошачья лапа в ванной и рука была из временнОй петли, а Игрушечник - похоже, по профессии актер и новый бойфренд тети Юли, он не только шьет кукол, но и щелкает пальцами перед глазами людей, а те все забывают);
- прошлое старого дома, трупы (?) на чердаке;
- магическая книга, которую видно лишь в зеркале;
- семейные истоки, старинные вещи - зеркала, сундук;
- таинственное здание напротив с занавесками и нарисованными окнами;
- подростка никто не понимает, любимая тетя отдаляется и высмеивает девочку в кругу ее подруг.
Каждая из этих штук способна если не породить полтергейст, но серьезно возмутить спокойствие дома. А тут все вкупе, в доме завелись не только кикимора и игоша, но и открылся портал в потусторонний мир, откуда шагают странные существа, они маскируются под хозяев или даже вселяются в них. Есть с чего тронуться умом! Поэтому самый конец реально воспринимается как сюр. Что-то появляется, что-то исчезает, логики в поведении людей и вещей лучше не искать. Но тем не менее, книга порождает непреодолимую тягу. Думаю, потому, что далеко не все ездят на дачи или живут в глухих деревнях (а кто живет, занят там гораздо более прозаичными вещами, чем охота за нечистью), а вот квартира, убежище, место, которое должно быть союзником, становится нам худшим врагом, когда мы сами болеем, к нам не очень хорошо относятся родные, там есть вещи или явления, способные сильно напугать. Чтобы жилье было светлым и в нем царила доброжелательная атмосфера, нужна работа - и над собой (исключить или вылечить ментальные и физические расстройства), и над квартирой (ликвидировать тайники старья, темные помещения, правильно расставить мебель); к тому же, есть и эмоциональный, интуитивный элемент, не поддающийся планированию. А значит, пока мы живы - будут "нехорошие квартиры" и целые дома. И подобные книги будут привлекать нас не только дичью, но и неким ощущением правдивости описанного.