Больше рецензий
7 августа 2024 г. 22:21
Лучшее на Лайвлибе
100
5 «Всякая власть — это насилие над людьми».
РецензияМихаил Булгаков, которому не чужд бледный огонь горящей рукописи, создал шедевр художественной литературы, который действительно невозможно сжечь. Будучи завершенным, но не полностью отредактированным ко времени кончины Булгакова, этот роман пережил советскую цензуру и испытание временем, оставаясь одним из самых выдающихся русских романов 20-го века и по-прежнему сохраняя актуальность в современном мире. От политических интриг и язвительной социальной сатиры до религиозных комментариев и ведьм на метлах — это одна из тех редких книг, которая может пробраться в самые глубины сердца почти любого читателя. Булгаков с любовью наполняет каждую страницу полуавтобиографическими разочарованиями и острой иронией, высвобождая силы ада на советскую Москву.
Рукописи не горят...
Вдохновленный эпическим «Фаустом» в его различных формах, в частности оперой, которую часто посещал наш автор, «Мастер и Маргарита» закручивает историю Мефистофеля, Воланда и его соратников, которые сеют хаос в Москве. Это позволяет Булгакову нанести мощную пощечину советскому обществу, которое угнетало его и его современников. Особое внимание уделяется представителям искусства, в частности авторам того времени, которые использовали свои слова для поддержки партийной линии, и литературным критикам, которых Булгаков ненавидел. Массовому высмеиванию подвергаются многочисленные бюрократы и департаменты, легкость, с которой гражданин может быть арестован, и бесконечные другие события, которые заставляют повседневную жизнь 20-х годов казаться совершенно абсурдной. Неудивительно, что бесчисленное множество персонажей оказывается в психбольнице — единственном месте, где царит порядок, комфорт и логика во всех булгаковских описаниях Москвы.
С Москвой соседствует поступь Понтия Пилата, которая может быть, а может и не быть страницами книги Мастера. В этом романе вещи не всегда такие, какими кажутся, и многие диалоги и события интересно ироничны. Но что же может быть более вопиющим для поддерживаемого советского атеизма, чем сам дьявол, проповедующий, что Христос действительно жил? Ибо как они могут отрицать религию, когда дьявол прямо перед ними? Булгаков — забавный гений.
И теперь, наконец, я возвращаюсь к теме Пилата, которая сама по себе полна иронии. Ибо в главах о Пилате читатель найдет историю, которая, казалось бы, является библейской, лишенной всех религиозных подтекстов, и вместо этого освещает политические сюжеты и попытку исторически правдоподобного события (Мастер был историком, или так он говорит), в то время как библейские намеки и цитаты вместо этого встречаются в главах о Москве. «Большой бал Сатаны», из всех мест, содержит самые частые библейские цитаты и намеки. В некотором смысле мир Пилата не похож на Москву Булгакова, полную грязной политики и преследований. С другой стороны, современная Москва, отрицающая религию, полна религиозной символики.
Каждое предложение этой книги — радость. Написание просто течет и оно невероятно комично, плюс персонажи очень милы. Демоническая процессия Воланда очень развлекательна, и читатель будет вынужден продолжать читать, просто чтобы увидеть, какой хаос они могут вызвать. Однако Мастер, который является героем всех репрессированных авторов, и его прекрасная Маргарита — жемчужины в этой истории. Хотя они и дают свои имена названию этого романа, эти двое влюбленных составляют очень малую часть истории и даже не имеют значения до части 2.
Шедевр Булгакова пережил цензуру и перевод, чтобы попасть к вам, не проходите мимо!
5/5