Больше рецензий

7 августа 2024 г. 21:49

342

4 "Состардание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества."

Князь Мышкин возвращается в Россию, после длительного лечения в Европе. Он хочет познакомиться с немногими родственниками и понять, как устроено общество на его родине. Но по натуре своей князь простой и максимально милый человек. Его желание всех спасти очень быстро выйдет ему боком.

Плюсы

Идея

В книге поднимается очень много интересных тем. Герой - спаситель, который в процессе выслушивает и преображает каждого. Тут и о политике, и о религии, и о восприятии человеком себя и окружающих.

Персонажи

Достоевский подсвечивает нам характерных, почти до карикатурности героев. На контрасте с блаженным…

Комментарии


На мой взгляд, второстепенных персонажей не нужных для сюжета слишком много

А кто из них лишний?

Причём как у мужчин так и у женщин. Метания, крики, слёзы, смех без причины.

Фирменный стиль Достоевского - показывать людей на грани нормы, а иногда и за гранью. Причем автор специально создает для них обстоятельства, когда любые особенности личности и темперамента проявляются как будто чересчур. С другой стороны не скажешь ведь, что в поведении героев отсутствует логика. Вы согласны?

Чем же таким необычным болеет Мышкин мы узнаем только на середине книги, но это заболевание никак не обьясняет его поведение. Мне показалось, что некоторое слабоумие тут притянуто за уши, и нужно только для развязки, и для того, чтобы все кому не лень называли героя идиотом.

Тонкое замечание. Развязка, кстати, тоже не очень правдоподобна. Не очень понятно, в какое именно состояние впадает Мышкин в конце романа. Но символически его "болезнь" оправдана - пришел из иного мира, в него же вернулся.

По итогу могу сказать ,что книга не вызвала каких-то особых эмоций.

Совсем? Никого не было жалко, ничто не хотелось исправить? Особого послевкусия и рефлексии на тему книги тоже не было?


А кто из них лишний?

Например третья сестра вообще не нужна для сюжета. Я даже не помню как её зовут. Вот спустя время после прочтения, половину людей, которые "каялись" князю я припомнить не могу. Что говорит о том, что их отсутствие никак не повлияет на события.



Фирменный стиль Достоевского - показывать людей на грани нормы, а иногда и за гранью. Причем автор специально создает для них обстоятельства, когда любые особенности личности и темперамента проявляются как будто чересчур. С другой стороны не скажешь ведь, что в поведении героев отсутствует логика. Вы согласны?

Не согласна. Та же генеральша, проявляя минимальные эмоции возводит их в крики, нездоровый смех и истерию. Может это фишка стиля, но это не "немного черезчур", это "очень черезчур". Реальные люди так себя не ведут. По крайней мере не все сразу. Был бы там один или два гиперэмоциональных персонажа, можно было бы принять. Но тут все и каждый...

Совсем? Никого не было жалко, ничто не хотелось исправить? Особого послевкусия и рефлексии на тему книги тоже не было?

Можно пожалеть Мышкина, который, добрая душа, хотел все спасти, но в итоге не то что не спас, только хуже сделал. Но если подумать он сам виноват во всех своих горестях. Все свои решения он принимал осознанно и на выходе считал верными. Не знаю в каком пластилиновом мире пони он жил до 26 лет, но понимание, что иногда нужно просто не лезть со своей правдой к нему так и не пришло.


Например третья сестра вообще не нужна для сюжета.

Какая из сестер "третья" - старшая Александра или Аделаида?

Кого бы вы из персонажей оставили?

Реальные люди так себя не ведут.

Вы не встречали людей с экзальтированным темпераментом?

Не знаю в каком пластилиновом мире пони он жил до 26 лет, но понимание, что иногда нужно просто не лезть со своей правдой к нему так и не пришло.

Иногда не нужно, а иногда и нужно, когда другие правду не видят или не хотят видеть. Но князь Мышкин в любом случае необычный человек, "не от мира сего". В этом и фишка, т.е. авторский замысел, что Мышкин себя ведет не так, как все. Общество привыкло быть циничным и меркантильным, но приходит кто-то извне и вскрывает пороки, может быть никого явно и не обвиняя. Такой художественный прием нередкий в литературе. Согласны?