Больше рецензий

Dolores_C

Эксперт

по книжным чертогам

7 августа 2024 г. 20:35

201

4 Долой рыцарство! Даёшь научный прогресс!

картинка Dolores_C

Не знаю, почему, но я была уверена, что в этом романе Твена меня ждут забавные приключения, щедро приправленные юмором. Хотя нет, знаю. Когда-то давно посмотренные мною отличные комедии «Рыцарь Камелота» с Вупи Голдберг и «Чёрный рыцарь» с Мартином Лоуренсом, основанные на «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», сформировали у меня превратное мнение об этом творении Марка Твена, и я на долгие годы стала его невольной заложницей. Но вот наконец чары, не иначе как наложенные самим Мерлином, развеялись. Слава интернету, теперь я знаю, что те фильмы были не экранизациями (хоть и весьма вольными), а пародиями на роман. Это многое объясняет. :)

Первые несколько глав ничто не противоречило моим ожиданиям. А потом случилось прозрение, сравнимое с тем, как если бы меня приложили лицом к каменной стене. Возможно, к стене замка, в котором, собственно, и обитал король Артур. Пришлось в срочном порядке перенастраиваться на жёсткую сатиру.

Чем дальше я продвигалась, тем реже встречались комичные ситуации, и тем чаще на моих глазах разворачивались по-настоящему трагичные события, связанные с бессмысленной жестокостью, свойственной средневековью.

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — это сатира на рыцарские романы, и, как любая сатира, книга строится на гиперболе и гротеске, поэтому не стоит пенять Твену за явное преувеличение абсурдности рыцарских повадок и непроходимой глупости людей той эпохи. В рамках романа всё выглядит гармонично и следует своей логике.

Не буду я придираться и к тому, что наш герой, в мгновение ока перенёсшийся из XIX века в век VII, обладает столь обширными познаниями в различных областях (физика, химия, механика, инженерия и тд). Да не просто познаниями, а, что гораздо важнее, умениями. Соорудить в VII столетии велосипед/ револьвер/ телеграф/бомбу/пароход (нужное подчеркнуть)? Легко! Нашему янки-молодцу всё по плечу! Однако я на удивление безболезненно приняла это просто как данность. Ну может и может. Жалко мне что ли? :)

Гораздо больше меня удивила слишком явная неприязнь Твена к рыцарству, как будто выходящая за рамки сатиры. Это не просто высмеивание, а глубокое презрение, граничащее с ненавистью, достигающей своей квинтэссенции в финале романа. Складывается впечатление, что какой-то рыцарь нагадил Твену в ботинки. Загвоздка в том, что в XIX веке, да ещё к тому же в США, вряд ли обитал хотя бы один, даже самый завалящий, рыцарь.

Для сравнения, даже по теме рабства, ещё недавно остро стоящей и перед страной Твена, он проходится не так жёстко, как по бедным рыцарям. Тем не менее и рабству в романе достаётся на орехи. Наш янки на протяжении всей книги периодически размышляет над тем, как бы отменить жуткий закон, согласно которому чуть ли не любой может угодить в рабство буквально по щелчку пальцев.

Но в первую очередь он, конечно же, занят тем, что всеми силами пытается вытолкать английское общество из тёмной дремучести к свету цивилизации.

Ни Твен, ни наш доблестный янки не повинны в моих обманутых ожиданиях, так что на оценку, которую я поставила роману, эта печальная ситуация не повлияла. Ну почти. :)

Твен всё равно очень хорош. У него отличный слог, незаурядная фантазия и остроумные шутки.
Как раз одной из них я и хочу завершить свой отзыв:

Как жаль, что люди, обладающие такой необычайной силой — силой, дающей им возможность, закупорив себя в нестерпимо тяжёлый панцирь и обливаясь потом, рубить, и колотить, и молотить друг друга шесть часов подряд, — не родились в такое время, когда их сила могла бы пригодиться на что-нибудь полезное. Возьмите, например, осла: осёл обладает как раз такой силой, но употребляет эту силу на пользу, и потому весь мир ценит его за то, что он осёл; а дворянина никто не станет ценить за то, что он осёл.