Больше рецензий
5 августа 2024 г. 20:55
499
5 Спойлер Я люблю. Так сильно люблю их, что эта любовь разрывает меня…
РецензияНикчёмная Ю живёт жизнью, которую проживает большинство бедняков: скитается с дядюшкой-пьяницей по стране, зарабатывает как может и мечтает о красивой жизни. Только вот есть у неё одна особенность: внутри живёт чудовище. И время от времени это чудовище жаждет людской крови, а потому Ю сторонится людей и долго на одном месте не задерживается. Но всё меняется, когда в деревне Бамбукового Ветра происходит страшное: чудовище выходит из-под контроля и убивает двух нерадивых охотников. С того момента жизнь Ю круто меняется, и перед ней открывается то, о чём она даже не догадывалась…
Важно отметить, что «Небесное чудовище» позиционируется как сянься и соответствует многим канонам жанра. Для понимая следует разобраться с самим жанром. Сянься – это направление китайского фэнтези, в котором сочетаются мифология, боевые искусства, даосизм, китайская медицина и другие особенности китайской культуры. Главным отличием сянься от уся (ещё одно направление китайского фэнтези) в том, что героями произведений являются боги, демоны, духи и те, кто уже обрёл силу или близок к её обретению. Определение жанра и его граней разнится, само собой. Кто-то даже характеризует сянься как «высокое китайское фэнтези», относя в то же время уся к «низкому».
То есть основные черты сянься: герои – совершенствующиеся высокого уровня, духи, боги; действие происходит в Китае или местности, очень похожей на Китай; много сцен сражений; обязательно есть какой-то серьёзный большой конфликт; возможна романтическая линия. И «Небесное чудовище» всем этим канонам соответствует и даже утрирует их.
Игра с гиперболизацией начинается с первых строк. Ю – максимально несчастная, максимально некрасивая, максимально неудачливая и максимально строптивая главная героиня, которая, с одной стороны, вообще не подходит под канон «первой красавицы на районе, за которой будет бегать весь мужской состав истории», а с другой стороны, являет собой донельзя типичную дурнушку, которая, конечно же, станет красавицей и у которой, конечно же, будет толпа поклонников.
Собственно, толпа эта тоже появляется довольно быстро, со второй главы: сначала некий прекрасный седовласый мужчина, с которым Ю проводит страстную ночь любви в лесу «на ложе из цветов», затем не менее прекрасный черноволосый генерал, который оказывается её почти бывшим мужем. После возникают красивейший Тигриный бог и чуть менее красивый Дух Кота. А вскоре и вовсе выясняется, что когда-то в прошлой жизни героиня была писаной красавицей и сражала наповал небесных. Да что там – сам Император Небес волочился за ней, получив лишь право волосы целовать! В общем, ещё один канон соблюдён: главная героиня – дурнушка, которая оказывается красавицей, метко стреляющей в сердца мужчин.
Ещё один канон – загадка происхождения или внезапное обретение мощи – тоже соблюдён и тоже в абсолюте: героиня не кто-нибудь, а Первородная Богиня Чудовищ, явившаяся из Хаоса раньше всех богов. И чудовища сами пришли к ней на поклон и сделали своей богиней. И сила у неё великая и самая большая. Правда, есть нюанс: героиня склонна примерно раз в пятьсот-тысячу лет устраивать заварушки с большими сражениями. А потому её усыпляют и всячески сдерживают. Кстати, это можно отнести как к обязательному канону загадки, так и к обязательному сдерживанию или противостоянию «я против толпы».
Если в сянься есть любовная линия, то, как правила, не одна, а сразу несколько. И развиваются они по-разному: может быть юмористическая любовь, трагическая, преодолевающая и счастливая. В «Чудовище» автор щедро отсыпает всего. Юмора вносит тигриная пара – Хушэнь и Эньчжу, преодолевающей становится любовь между той самой принцессой Фа Юнсюэ и генералом Се Чжимином (шутка ли, преодолеть его тягу к войне?). Трагической, конечно же, является любовь Чжэнь Цянцян и Бывшего Наследного Принца Линь Вэйюаня, которые перерождаются растениями и наконец-то обретают покой вместе. А счастливой… счастливой можно считать любовь между самой Ю, она же Дайюй Цзиньхуа, и Бай Гаошаном. В конце концов, они счастливы вместе, у них сын и мирная жизнь.
Конечно же, куда без пресловутого, обязательного не только для сянься, но и для уся, сяньхуа и современных китайских новелл и сериалов, хорошего финала. В нем злое зло обязательно наказано, хорошее и склонное к исправлению – получает возможность исправиться, добрые люди получают возможность жить счастливо. Есть и философские выводы в духе даосизма, прозрение и извлечение уроков – это обязательно! В «Чудовище» как такового абсолютного зла, требующего наказания, нет. Каждый герой, который когда-то зло натворил, извлекает уроки. Бывший Наследный Принц платит за своё малодушие в чертогах Севанму, получая затем возможность спасти возлюбленную и быть с ней рядом, чтобы затем переродиться. Королева Зарянок возвращает Кисть и смиряется со своей участью, осознав, что она может помочь своему народу и иными, более гуманными способами. Цзиньхуа уже оплатила все свои долги смертью, перерождением и помощью Божку Литературы, а потому наконец-то обретает то, в отсутствии чего долгое время убеждала саму себя: любовь.
В общем, история – думаю, здесь мы можем смело называть её новеллой – строится по всем канонам жанра. И, как я уже сказала, утрирует ух. Если герои страдают, то по максимуму. Если героиня красивая, то так, что вокруг неё целые толпы жаждущих и страждущих мужчин. Если она сильна, то настолько, что ей поклоняются все – и даже трон стоит рядом с императорским. В какой-то момент я вспомнила «Систему «Спаси-себя-сам» для главного злодея» Мосян Тунсю, в которой тоже в абсолют возводятся все черты жанра уся, гиперболизируются, высмеиваются. Однако и там, и в «Чудовище» при всей стёбности есть всё-таки и здравое зерно, вполне серьёзный подтекст, философская мысль, над которой можно подумать. В «Небесном чудовище» таких «зёрен» несколько.
Во-первых, через образ Дайюй Цзиньхуа автор как будто доносит мысль: любовь есть в каждом из нас, её просто нужной найти. Возможно, для этого нужно переродиться (в случае Цзиньхуа – в прямом смысле), пережить некоторые трудности, переосмыслить свою жизнь. Но в конечном итоге она найдётся – как внутри нас, так и извне.
Во-вторых, рефреном в истории звучит идея обязательной расплаты за все совершенные злодеяния. Цзиньхуа поплатилась за свою склонность поднимать восстания перерождением. Линь Вэйюань, как я уже говорила, поплатился за своё малодушие сначала наказанием Севанму, затем – собственной жизнью. Заплатила за свою злобу и Небесная Императрица: именно её заклятие убило её единственного сына, желавшего спасти свою возлюбленную Чжэнь Цянцян. Императрица наказана смертью единственного наследника, возлюбленного сына…
В-третьих, параллельно мысли о неминуемой расплате постоянно звучит и другая: нет ничего, что нельзя было бы исправить. Да, порой ничего не получается вернуть в исходный вид, сделать, как прежде. Но и совсем неисправимых ситуаций тоже не бывает. Так, Вэньчан всё-таки возвращает Кисть мироздания и начинает переписывать историю, Хушэнь возвращается к семье и начинает воспитывать своих детей, Гаошан – получает доверие Цзиньхуа и возможность создать с ней счастливую семью, несмотря на то, что когда-то её предал.
В общем, при всей имеющейся несерьёзности, иронии, а порой даже сарказма, при всех «поворотных поворотах», стереотипных сюжетных ходах – тоже в духе сянься – «Небесное чудовище» несёт в себе вполне серьёзное и важное для читателя послание. Даже несколько: карма существует, всё можно исправить, любовь есть везде и во всём.
Думаю, идея соединить в себе высмеивающий жанровые клише сюжет с серьёзной, философской мыслью, интересная и привлекательная. Читатель во время путешествия по страницам истории смеётся и немного плачет, развлекается и гадает, какое клише или какой поворот будет следующим – отдыхает, короче. И в то же время в лёгкой, непринуждённой форме получает пищу для размышления и рефлексии. Это ли не идеальное произведение для пары вечеров?