Больше рецензий
2 августа 2024 г. 11:43
373
5 Когда огромное надгробие становится единственным символом постоянства
РецензияГермания. 1923 год. Гиперинфляция. Цены на все увеличиваются в десятки раз каждый день. По городу прокатывается волна самоубийств. А маленькое агентство по установке надгробий просто пытается выжить в этой бесконечной круговерти событий.
Роман «Чёрный обелиск» Эриха Марии Ремарка - вещь, на мой взгляд, часто незаслуженно обходится стороной при обсуждении творчества писателя. Произведение повествует о межвоенных годах, а именно, о том, что происходило с героями в 1923.
«Чёрный обелиск» написан от первого лица и, по сути своей, представляет собой своеобразный дневник главного героя повествования Людвига Бодлера. Молодой человек имеет, ожидаемо, непростую судьбу. В возрасте семнадцати лет он был призван в армию и сражался на полях Первой мировой. Военные годы не прошли для Людвига бесследно. Он потерян. У него не было юности, и он слишком много думает. Думает о жизни, ищет ответы на, казалось бы, очевидные, но такие сложные вопросы.
Людвиг работает в маленькой конторке по установке надгробий. В условиях гиперинфляции контора дышит на ладан и единственный способ хоть как-то продержаться на плаву – махинации с банковскими чеками. Сам же Людвиг работу в ритуальной фирме совмещает с репетиторством и игрой на органе в церкви. Все это не приносит ему никого материального достатка. Однако и в это месть некоторые плюсы: книготорговец, чьему сыну Людвиг даёт уроки, время от времени позволяет ему бесплатно брать одну-две книги; а психиатрическая лечебница, к которой относится церковь, предоставляет молодому человеку полноценный ужин. Словом, в это непростое время Людвиг Бодлер выживает как может. В сущности, оно и понятно.
В условиях гиперинфляции хорошо жить умудряются одни лишь спекулянты. Мелкие рантье и предприниматели разоряются пачками. Безумные времена безумной жизни. Люди живут лишь одним днем, не имея ни малейшей возможности строить хоть какие-то планы на будущее. Кругом сплошной сумасшедший дом. Кстати, о сумасшедшем доме. Вероятно, именно там Людвигу и стоит искать ответы на мучающие его философские вопросы. Нет, серьёзно. Именно там молодой человек встречает удивительную девушку Изабеллу, которую на самом деле зовут Женевьева. Но это не важно. Девушка больна. У неё шизофрения. Раздвоение личности. Себя настоящую она не помнит. В её голове живут только придуманные ею самой образы. Но, когда Людвиг говорит с ней, у него волей-неволей закрадывается впечатление, что девушка совершенно здорова. Но ведь правда же: говорит связно, двигается уверенно... Единственное, речи её довольно странные, а действия далеко не всегда адекватные, но... В непростые для всех времена, наверное, только душевнобольные и циники способны сохранять хоть какую-то трезвость рассудка. Вот Изабелла. Она живёт в своём, только ей понятном, мире. И тоже постоянно задаёт вопросы. Сложные. Но сложные они только для человека, находящегося в полном умственном здравии. Для неё все просто. И предметы существуют только до тех пор, пока на них смотришь, и луну пить можно. Все, как у маленьких детей. Все всерьёз. Вот такая простая, детская, наивная, настоящая реальность. А Людвиг со своим чисто взрослым взглядом на мир, конечно же, неправ. Хорошо также и доктору Вернике. Он учёный. Для него весь мир уже давным-давно объяснила наука. Да и священнику Бадендику неплохо. У него есть религия. Один Людвиг мечется из угла в угол в поисках ответов.
Впрочем, время для него было таким. Одна война уже отгремела, вторая ещё только предстояла. Мир стремительно менялся. А для молодого человека вовсе шёл ходуном. Единственное, что долгое время оставалось неизменным, - это большой чёрный обелиск, который никак не могли продать уже два поколения Кролей. А вот Людвиг его, неожиданно, продал. И более подходящего владельца для этой гранитной глыбы подыскать, наверное, и нельзя было.
Людвиг в своей жизни побывал много кем: сельским учителем, продавцом надгробий, репетитором, органистом, поэтом, журналистом и, конечно же, солдатом. После войны он однажды возвратился в родной город. Но все там уже было иным. Старые знакомые имели разные судьбы. Одни стали пособниками фашистов, другие их незаслуженными жертвами. Одни живы и у них все хорошо, другие, увы, нет. Были и такие, о ком Людвиг не мог узнать ничего. Такова жизнь.
Читая «Чёрный обелиск» понимаешь, что книга-то для Э.М.Ремарка во многом автобиографична. Главный герой последовательно проходит практически все те же самые этапы, что и сам автор. Чтение происходит неспешно. Здесь просто некуда спешить. В этом и есть весь Ремарк. В его книгах главное –это не динамичный сюжет. Это размышления. Размышления о главном: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о здравости рассудка и сумасшествии. Через судьбы своих героев Ремарк показывает лишь то типичное, что было характерно для того времени, в котором ему пришлось жить. Да и сейчас, думается, мало что изменилось. Времена, пожалуй, да, изменились. А вот люди... Уже вопрос.