Больше рецензий

31 июля 2024 г. 20:13

121

4 Школа стоит не на Луне

Читать книги и интервью Евгения Ямбурга всегда интересно - особенно, полагаю, педагогам и всем, к образованию причастным. К сожалению, интерес к ним испытываешь не только литературный, но и практический - а оттого приправленный солидной долей грустного скепсиса. Несколько десятков историй из жизни 109 школы Москвы (Центра образования) вызывают одновременно понимание и сочувствие - где, в какой школе не сталкивались с глупостью и цинизмом власть имущих, непониманием родителей, не самыми адекватными детьми, и некоторую зависть - от практически всегда блестящего решения возникающих проблем. И именно от этого "блеска" и возникает обозначенный скепсис - да, автор оговаривается, что и у него были инциденты, в которых он или его коллеги показывали себя не лучшим образом, а то и сама ситуация в принципе была неразрешимой, но таких на общем фоне - всего 1 - 2. Почти всегда полиция, проверяющие органы, а то и криминал идут навстречу директору, протягивают руку помощи или вовремя отворачиваются, в зависимости от необходимости, играя чуть ли не роль deux ex machina. Может быть, такова сила института репутации, практически неведомого в провинции, может быть - тщательно отобранных рассказов, создающих эту репутацию в книгах. В любом случае, будем считать, что в Школе Ямбурга время от времени случаются педагогические чудеса)) Тем более, что рассказы - ситуации иногда перемежаются наставлениями, позволяющими вспомнить о том, зачем вообще существует вневременная профессия учителя:

Учитель в идеале тоже может воздействовать на ребенка словом (своим и чужим, когда транслирует образцы высокой культуры), но в его арсенале есть и иное, не менее сильное, проверенное средство: вовлечение растущего человека в деятельное добро.

Конечно, школа Ямбурга  особенная, полагаю, в таком "Хогвартсе" мечтали бы обучаться многие. В ней есть свой театр ("Ни одна уважающая себя школа не живет без самодеятельного детского театрального коллектива," - считает автор), конюшня, стадион, отдельный рассказ посвящен нелегкой бюрократической борьбе за строительство бассейна (и отдельный - о том, как вышло, что не все дети загорелись идеей его посещать), свой детский сад и центр дополнительного образования и много еще всего. Какова в подобном образовательном комплексе роль директора, как ему - менеджеру - в русле огромного числа указаний и приказаний чиновников от образования в принципе не забыть, как выглядят дети, не стать винтиком в системе? Может быть, как раз в этой - не раскрытой - тайне и содержится обаяние книги, не дающее ей превратиться в набор статей для блога.  Но может быть и в том, что, цитируя то Я.Корчака, то А.Меня, автор стремиться показать школу не только как пространство для новаторства, творчества и педагогического эксперимента имени себя, но и точку, где найдется комфортное место для каждого, не утратившего самоуважение - педагога ли, ученика или родителя.