Больше рецензий

28 декабря 2014 г. 17:07

827

4.5

Образ Христа в поэме «Двенадцать» А. Блока.

Перечитывала на днях поэму «Двенадцать» А. Блока. Она мне очень нравится! Еще ни одна поэма не вызывала у меня столько вопросов. Ну, пожалуй, самый главный вопрос (и не только у меня) это образ Христа в поэме.
Интересно, но мнения людей на этот счет настолько разнообразны и противоречивы, что к компромиссу никто так и не пришел. Кто-то считает, что Христос – символ будущего, за которым идут люди; кто-то – что он уходит от людей, предавших его; некоторые уверены, что он идет вместе с людьми и хочет остановить их дикий разгул и спасти заблудшие души. У меня же нет какой-то единой точки зрения. С одной стороны, такие фразы, как «без креста», «без имени святого» доказывают мнение о предательстве людей. Но с другой стороны, может Блок винит вовсе не людей, а Христа? У меня сложилось такое впечатления, что этот идеал доброты и любви не оправдал его ожидания и вместо того, чтобы направить людей на их истинный путь, он просто уходит прочь: «от чего тебя упас золотой иконостас?». Но перечитывая произведение второй раз, у меня возникла другая идея: а может образ Христа это образ самой России? Где-то в начале поэмы звучат такие слова: «Пальнём-ка пулей в Святую Русь», а уже в эпизоде с Христом мы читаем, что тот «и от пули невредим». Но стреляли-то в Русь! Тогда причём тут Иисус? Может это нежный, чистый образ любимой России? Во всяком случае, это всего лишь мое предположение. А вы что думаете по этому поводу?
Самое забавное, что и сам Блок не совсем понимает, откуда взялся Христос, и что он олицетворяет. Поэтому, можно выдвинуть много различных гипотез на этот счет, но, к сожалению, истины мы так и не узнаем.

Early morning

Комментарии


Но стреляли-то в Русь! Тогда причём тут Иисус?


"Я не знаю ни одной страны, где общественный договор больше пропитан традиционным и религиозным духом; где семейная жизнь серьезнее, патриархальнее, более наполнена нежностью и привязанностью, более окружена интимной поэзией и уважением; где семейные обязанности и тяготы принимаются легче; где с большим терпением переносят стеснения, лишения, неприятности и мелочи повседневной жизни. Палеолог Морис (1859—1944) — французский посол в России в 1914—1917 гг. "

"Русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может ... вникните в православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации. В русском христианстве, по-настоящему, даже и мистицизма нет вовсе, в нём одно человеколюбие, один Христов образ, - по крайней мере, это главное." Ф.М.Достоевский

"Духовность России — это Христос. Он говорит нам: «Я есмь истина, и путь, и жизнь». А постольку поскольку духовности не может быть вне Христа, для России она одним словом выражается — Христос. Вот и все". (иеромонах Василий Росляков)

в это-то и стреляли..


Символом России, куда более вероятно, является застреленная Катька, разгулная девка. Блок в дневниках узнавал в России своего времени "страшную Россию" описанную Достоевским, названную Гоголем "несущейся тройкой". Никакой нежной любви к ней он не испытывал. Катька - гибнущая Русь. В таком же варианте можно сказать, что Христос здесь благославляет революцию. Блок верит, что перемены преведут к возрождению Руси. Вернуться времена, когда человек не голодное несчастное существо, а внец творения божьего. Тетка Блока как раз писала, что Александр был очень рад грядущими переменами, да и просто, как настоящий поэт, влохнавлен ими. Только потом Блок осознал, что революция ничего не принесла, а человека продолжили мучать, но уже под другим, новым оправданием.