Больше рецензий

Igor_K

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 декабря 2014 г. 14:04

551

5

«Логикомикс», являясь по структуре самоссылающейся книгой, устроен весьма непросто.
В начале мы видим авторов «Логикомикса», которые увлечены его созданием, они обсуждают то, что делают, пытаются определить главную идею, делятся соображениями, объясняют друг другу неоднозначные моменты. Любопытно то, что только один из них (Апостолос Доксиадис) понимает, что действует в рамках комикса (ну ладно, графического романа) и обращается к читателям напрямую, причем в шутку просит не привлекать внимания его соавтора Христоса Х. Пападимитриу, «чтобы он вел себя более естественно».
Сам же «Логикомикс», который рисуют в «Логикомиксе», начинается с того, что 3 сентября 1939 года Бертран Рассел идет в один из американских университетов, чтобы прочитать там лекцию «Роль логики в человеческих делах». На входе в университет дорогу ему преграждает толпа митингующих против вступления Штатов в начавшуюся войну. Зная, что Рассел во время Первой Мировой прославился, как активный пацифист и борец за мир, они призывают поддержать их выступление. Вместо того чтобы сказать слова одобрения и заверить в своей поддержке, Рассел зовет изоляционистов на лекцию, во время которой он обещает изложить свою позицию по поводу последних событий.
Сама же лекция оказывается вовсе не занудной теорией, вместо того, чтобы излагать логические постулаты, лектор пускается в воспоминания: его цель без утайки и прикрас изложить историю своей жизни. Итак, вместе с Бертраном Расселом его слушателям (и нам, читателям «Логикомикса», который прямо на наших глазах создает группа энтузиастов в Афинах начала двадцать первого века) предстоит совершить путешествие по пыльным тропинкам памяти от не самого счастливого детства до момента, когда философ (его, кстати, считают еще и логиком и математиком) разочаровался в деле всей своей жизни, в поиске оснований математики.
По ходу действия Рассел будет неоднократно отвлекаться, что-то пояснять, что-то комментировать. Точно так же, как авторы «Логикомикса» будут делать перерывы в его написании, например, для того, чтобы сходить на репетицию «Орестии».
В результате миф о материубейце странным образом дополнит историю логических и философских метаний Бертрана Рассела и других не менее достойных людей, без которых просто невозможно представить развитие логики в двадцатом веке.
Уже от манеры повествования кружится голова. Но и по содержанию «Логикомикс» далеко не прост.
Сперва может показаться, что перед нами этакая «Логика для чайников», что сейчас нам в доступной форме изложат всякие разные вещи типа «Теоремы о неполноте» Гёделя или «Логико-философского трактата» Витгенштейна. Да, без этого не обойдется. Но как замечает ближе к середине книги Апостолос, «математика и комикс – это как масло и вода… никогда не смешиваются». В целом «Логикомикс» не очень-то просвещает читателя по теме логики, математики и философии. Общий объем информации в нем далеко не ушел от той же «Википедии».
Тогда, возможно, он является рисованной биографией Бертрана Рассела? Этакой «ЖЗЛ» в картинках? Конечно, мы многое узнаем о жизни знаменитого англичанина: про его сложные семейные обстоятельства, про то, что его дядя был сумасшедшим, про то, что у его старшего сына диагностировали шизофрению и так далее. Но все факты из жизни Рассела даны без всякой скрупулезности, многие сцены выдуманы, о некоторых вещах вообще не сказано ни слова. Какая уж там биография, скорее, голливудский байопик, который, как всем известно, чаще всего чрезвычайно далек от исторической правды.
Где-то в конце первой главы, хотя это отчасти проговаривается и во вступлении, может возникнуть мысль, что центральной идеей «Логикомикса» является взаимосвязь логики и безумия. О, этой теме уделен не один десяток страниц, но нельзя сказать, что она главная. Нет, в какой-то момент становится ясно, что это просто холм, скрывающий от нас пейзаж, и нам предстоит подняться на него, чтобы обозреть окрестности. Разумеется, карта никогда не равна территории, так вот – на территорию нам и нужно взглянуть.
Даже если бы «Логикомикс» оказался этаким учебником, или рисованной биографией Рассела, или даже серьезным романом (графическим, не будем забывать, что это еще и прекрасно сделанная книжка с картинками) о связи между математикой и сумасшествием, это уже сделало бы его незаурядной штукой. Где вы видели комиксы на такие темы? Но когда вдруг оказывается, что «Логикомикс» посвящен, в сущности, вечной проблеме иррациональности окружающего нас мира, проблеме того, что верный выбор не всегда логичен, что нельзя построить свою жизнь по правилам из учебника, что нет алгоритмов, которые привели бы человечество к идеальному обществу, он становится вещью, не побоюсь этого слова, выдающейся. Создавая по сути своей комментарий к известному афоризму Витгенштейна «О чем невозможно говорить, о том следует молчать» и трактуя его в том разрезе, что именно та часть мира, которая умалчивается, и является действительно важной (пусть – по крайней мере комиксовский – Христос и говорит, что помещает «Логико-философский трактат» в «первую десятку» переоцененных книг), авторы не проговаривают всех этих истин (и истины ли это, если их нельзя доказать логически?), они их показывают. Жизнь Бертрана Рассела, история его взлетов и падений, бесконечные парадоксы, бурная история первой половины двадцатого века, галерея чудаковатых ученых являются всего лишь иллюстративным материалом, позволяющим очертить по крайней мере границы невыразимого и заставляющим задуматься о нем читателя. И именно это позволяет «Логикомиксу» быть одним из выдающихся произведений современной литературы.
P.S. Помимо прочего из «Логикомикса» можно узнать, что слово «манга» означает не только японские комиксы, это еще и термин из греческого сленга, означающий самодовольного, развязного парня или мужчину, уверенного в своей неотразимости. Именно так зовут пса Апостолоса, который в финале весьма своевременно погонится за совой, птицей символизирующей мудрость, что не только забавно, но и заставляет задуматься.