Больше рецензий
24 июля 2024 г. 13:58
6K
4 Из жизни биологических видов
РецензияВ рамках переосмысления школьной программы по литературе
Бывает, школьные произведения при перечитывании в зрелом возрасте открываются с совершенно иного угла. К счастью или сожалению, Евгений Онегин очень стабильное произведение, и осталось фактически на том же месте, что и далекие 25 лет назад. Да, какие-то вещи начинаешь осмыслять иначе, но это тот же самый Онегин, читанный мной в рамках программы школьной литературы — и вот даже не знаю, комплимент ли это для книги?
Удивительно, в книге оказалось мало вещей «на вырост», все это писал будто человек с сознанием современного восемнадцатилетнего, и погрузиться в какие-то такие глубины, которые были бы совершенно непонятны школьнику, у него не получилось — в этом смысле книга разительной отличается от того же Достоевского или Булгакова, у которого школьник может «считать» едва ли процентов 20, т.е. самый поверхностный пласт сюжета. Даже Отцы и дети Тургенева оказались при перепрочтении гораздо более глубоким произведением, чем Онегин. Это хорошо или плохо? С одной стороны, «вечная» вещь должна быть стабильная, с другой стороны, если вы привыкли к некоторой интеллектуальной сложности, то должны понимать, что Онегин вообще не про это.
Гениальная форма
Что в романе в стихах совершенно нельзя игнорировать, это волшебная, абсолютно гениальная стихотворная форма. Александр Сергеевич просто на глазах конструирует новый язык (не смог обойтись без штампа, что Пушкин — создатель русского языка в современном виде), и этот язык становится просто каким-то магически притягательным. Пушкин проявляет себя здесь не просто как великий поэт, а как инженер языка, создавая под свой роман новую форму, которая ему просто идеально подходит — все мысли заканчиваются гладко, рифмы подобраны точно. Иными словами, Пушкин создал не просто гениальный напиток, но еще и сосуд, в котором этот напиток лучше всего было бы воспринимать — и даже исключения из правил, вроде «Писем», будто подчеркивают красоту основного текста, дают передышку перед новым витком. Конечно, что роман немного подкачал с макроформой, слегка расстраивает — все эти аллюзии на 9 валов, 9 глав и пр. могли добавить новый шарм, но или сама идея возникла у Пушкина под воздействием какого-то мистицизма, от которого он впоследствии отказался, или сработали цензурные причины, и описание России могло вызвать неудобные отсылки к «Путешествию из Петербурга...», но роман мы имеем в таком виде, в каком имеем — пусть слегка скомканом, ибо переход Татьяны 1 к Татьяне 2 получился чрезвычайно резко, а времени текстового прошло немало, но основную свою функцию текст выполняет.
По мере прочтения меня не отпускали абсолютно детские впечатления — да, это тот самый роман, который я читал в школе, и язык которого мне нравился; это та же самая образность; это то, от чего получаешь эстетическое удовольствие... но не умственное и не психологические, ибо персонажи как были плоскими картонками, так и остались.
Посредственное содержание
Я понимаю, что заносить кинжал над священной коровой русской литературы есть чревато — пусть сам Александр Сергеевич спокойно воспринимал критику, и даже мог посмеяться сам над собой (что он неоднократно и делал в романе, не скрывая что в романе есть парадоксы и сюжетная непроработанность, особенно между ранними и поздними частями романа), но члены секты им. А.С. Пушкина не таковы, и они не прощают никакой критики. Так легкий и смешливый пророк воспитал паству в духе «стоерос отечественный», воспринимающий любую критику с откровенно религиозной злобой и ненавистью.
Персонажи... их нет. Перед нами вереница образов, но все эти образы равны просто своему содержанию — няня, мама, кучи проходных помещиков, князь. Все они исполняют роли массовки, вроде тех зрителей балета, мимо которых проходил Онегин. Живых персонажей в книге ровно 2,5 — Евгений Онегин, Татьяна Ларина и Владимир Ленский (за половинку сойдет), и даже эти персонажи по шкале в Раскольниковых тянут на 0,1 совокупно. Собственно, психологизм или проникновение в глубину никогда не отличали писательский талант Александра Сергеевича — тема женских ножек заводила его значительно сильнее, чем женских голов, но все-таки в общении с женским полом опыт у него был немало, и образ Татьяны у него получился, вероятно, самым живым. С мужскими персонажами все очень тухло.
Евгений Онегин — герой, давший имя всему роману, фактически интеллектуальный ублюдок. Мозг Евгения Онегина мог уместиться в чайную ложечку — книг он особых не читал, какой-то глубиной восприятия не отличался, не имел внятного образования, даже какого-то хобби. Жизнь Евгения Онегина — жизнь именно в биологическом смысле слова, но никакая не нравственная, ни интеллектуальная. Что он умел пустозвонством и ложной важностью, в сочетании с ухоженностью (по три часа сиживал за зеркалом) производить впечатление на светских куриц, конечно, большое достижение — но как персонаж Онегин представляется совершенно пустым и неинтересным. Но в данном случае это не проблема автора — автор описал пустого и унылого персонажа, своего современника, как пустого и унылого персонажа. Образ выписан на полноценную единицу, строго с оригинала — мы ж не виноваты, что по оригиналу в плане объёма будто каток проехал.
Владимир Ленский — антипод по характеру, но еще более пустой. В сцене дуэли самые большие чувства приходят на контрасте — автор так гениально описывает боль от смерти Ленского, при том, что Ленский для нас предстает проходным NPC в компьютерной игре — моргнуть глазами, и игра еще 100 такие нагенерирует, с таким же внутренним миром. Форма подчиняет, несет меня, я начинаю сопереживать трагедии романа — де-факто, одному из двух главных нервов повествования, но тут-же включается стоп-кран в виде мозга, и я вижу перед собой плоскую картонку с фотопечатью человека, дырой в груди, а рядом с дырой разлитый кетчуп — и елки начинают падать от ветра, будто это театральные декорации.
Татьяна Ларина — образ «русской женщины», национальный эталон из мер и весов выписан более-мене объёмно (единственный объёмный образ). Уж не знаю, сам ли Пушкин понимал, что творится в голове у женщин, сказался богатый сексуальный опыт, консультанты ли — но очень многое ухвачено четко. Абсолютно немотивированная, спонтанная «течка» созревшего человека, изнывающего от провинциальной скуки, при виде заезжего и, самое главное, непохожего на родных человека — так организм требует биологического разнообразия, дабы избегать нависающего инбридинга, характерного для деревни. Пушкин очень мастерски разбрасывает тонкие намеки, хоть на забавы Татьяны одной в саду (грудь у неё вздымается, щеки раскраснелись — взрослые люди, знаем, чем она там занимались одна в саду, думая о Евгении), хоть на игру в одиночестве Евгения «тупым кием с двумя шарами» — похабник вы были, А.С., впрочем и так это известно, за вашу легкость и отсутствие нависших бровей мы вас и любим.
Вершина проникновения Пушкина в образ Татьяны — абсолютно фрейдистские, нарочито сексуализированные сны, как Татьяну хватает медведь, несет через мост, «моё» сказал Онегин грозно — Зигмунд Яковлевич бы глубоко одобрил это понимание эротических переживаний Татьяны. Ну и да, финальная кульминация, показывающая в высшей степени жестокий конфликт между биологическим и социальным — биологически она его, но социально она сделала выбор, и не откажется уже от него, потому что иначе это будет не она. Здесь единственное более-менее глубокое наблюдение Пушкина, и касающееся женского персонажа. Кстати, в последней части идет классический разворот «чем меньше женщину мы любим» — теперь уже Онегин в состоянии жесткого игнора начинает изнывать абсолютно биологическими желаниями. Ну да Евгений в принципе человек недалекого ума, такой вот максимально простой архетип, неслучайно этот образ без «шероховатостей» становится таким известным — максимально примитивный, а значит максимально понятный.
Сюжет пересказывать смысла не буду — он легко укладывается в один абзац, да и, будем честны, Евгений Онегин славится не сюжетом — бытовые детали — да; гениальный язык — да; психологизм Татьяны, где Пушкин копнул чуть глубже, чем мог — да; сюжет — нет.
Высосанная загадка русской женщины
Нельзя не обойти вниманием пресловутую «загадку русской женщины», почему же Татьяна не повела себя как гормональная самка, и не бросилась Евгению на причинное место при первом же взгляде, а вежливо сказала что любит, но «другому отдана, и буду век ему верна». Советский читатель, а особенно школьная учительница, очень голодный до каких-то сексуализированных ощущений (единственное место с чем-то похожим на секс-туризм в СССР — Грузинская ССР), ощущал какую-то недокрученность в стороне дешевого водевиля, и прям очень хотел, чтоб Татьяна повела себя как в бульварном любовном романе. Любовный треугольник там, секс на стороне, нелюбимый муж с одной стороны и любимый Женя с другой, поэтому вся история с отказом Татьяны обросла какими-то невероятными измышлениями, и даже создала искусственный симулякр «настоящей русской женщины» — разумеется, данная дилемма не стоит того пальца, из которого её высосали — вспоминаем, что психологизм не сильная сторона Пушкина. Просто Татьяна повзрослела (это сложно уловить, 7 и 8 главы прям рядом, не чувствуется никакого разрыва с персонажем, чтоб можно было принять его иным), и поняла, что есть биологическое, на что её женское естество отозвалось максимально энергично в юности, а есть социально-экономическое. Делать загадку из-за того, что Татьяна не стала делать «чего п**да прикажет», выдает нарочитый голод отечественной литературы до сексуальных сцен в духе дешевого бульварного романа. Если вы беспристрастным взглядом посмотрите на отношения Татьяны и Онегина, то внезапно станет понятно, что сама постановка вопроса максимально высосана из пальца, и ставить вопрос в таком ключе может только человек с начисто кастрированной личной жизнью, причем недостаток сексуализированных переживаний у него идет прям поколенчески — привет дедушка Фрейд.
Итог от перепрочтения
Произведение не стало хуже, перечитанное спустя 25 лет — это факт, и знак качества. Оно не стало лучше — и это тоже факт, знак стабильности Александра Сергеевича. В конце концов ключевое произведение литературы не должно и не может быть сильно умным — тогда большинство людей его банально не поймет. Я снова был заворожен и восхищен языком Пушкина, я снова понял, что если я захочу копать не «вширь», а «вглубь»; если я захочу проехаться не по горизонтали, обозревая бессмысленные поля, луга и деревца, а вгрызться в землю, найти в тех пластах то, что мало кому откроется — золото ли, остатки динозавра, а может в глубине морской впадины живое морское чудовище — с этим не сюда. Для этого есть и другие авторы, и другие произведения. А книга хорошая, всем советую хоть раз прочитать — эти штаны сшиты так, чтоб большинству было впору. И большинство отблагодарило А.С. не раз.
Комментарии
Бурчу в своем Дневничке.
Я в первый раз прочёл "Онегина" в 14 лет. Было тяжело. Насчёт музыки стиха - я её тогда не осознавал. За исключением отрывков с описаниями природы в разные времена года. Это святое, это я с 9-летнего возраста знаю по детским книжкам.
Когда пришло время читать "Онегина" моей дочери-школьнице, мы с ней вдвоём прослушали видеолекции Валентина Непомнящего по "Онегину". Он там главу за главой читает и комментирует. Блестяще, всем рекомендую.
После этого я взял книгу и перечитал. Совсем не то, что в 14 лет:)
У всех людей восприятие разное, так что и хорошо, что все воспринимают по-разному. Я в 14 лет уже читал чуть другую литературу, но у всех разный путь.
"... члены секты им. А.С. Пушкина не таковы, и они не прощают никакой критики."
Это я - член секты им. А.С. Пушкина. И даже немного пушкинист, см. мою статью о "Скупом рыцаре". Тем не менее, я совсем не против критики. Критикуйте на здоровье, мне очень интересно.
Но если дебил какой-нибудь будет "критиковать", мне в самом деле будет досадно. Пушкин не для дебилов.
Думаю, что все-таки А.С. Пушкин для всех. Черепомерку перед выдачей томика в библиотеке лучше не держать. :-)
"Мозг Евгения Онегина мог уместиться в чайную ложечку — книг он особых не читал..."
Вы преувеличиваете, читал он книги.
... В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно,
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
Хотя в целом Онегин, конечно, пустоватый малый. Но, по крайней мере, умнее Ленского.
"Особых книг не читал" и "что-то все-таки читал" это разница. Да, и книги у него в помещении были. :-)
Ну а сравнивать с Ленским - здесь скорее провал в описании, Ленский как-никак учился, причем в университете. Что Пушкин изобразил его совсем уж картонным, в духе "поэт это диагноз" - да, но здесь это именно вопрос к автору.
Ленский учился, видимо, на философском факультете. И Пушкин показывает результат. Возможно, вполне достоверно.
Ну Гёттингенский университет и славился тогда именно философией, там учился Николай Тургенев и пр. Так что да, Ленский был явно гуманитарием.
Да и молодой он был - 18 лет ему было. Хотя, быть может, в те времена это был нормальный возраст аж для университета - может он только 1-й курс закончил.
"... организм требует биологического разнообразия, дабы избегать нависающего инбридинга, характерного для деревни."
Инбридинг - это у Вас уже дежурная тема:)
Что касается семейства Лариных, то в деревне родственников у них нет. Ближайшая родня - в Москве.
Я знал что вас затригерит на этом слове - считайте, что разместил его именно в надежде на вашу реакцию. :-)
Что не отменяет факта отсутствия у Лариных деревенских родственников.
Вообще я намекал на опыт деревенской жизни как таковой - в деревни, когда люди живут вместе сотнями лет, все рано или поздно становятся родственниками друг-другу.
Мужики тоже бывают родственниками.
Мужики бывают, кто спорит. Но речь шла изначально о дворянском семействе Лариных. У которых не было родственников ни среди мужиков, ни среди окрестных помещиков.
Наблюдать последствие близкородственных связей можно не только на своих родственниках. Речь шла в целом о деревенской жизни, там даже пометка, "характерного для деревни". Для деревни да, это было характерно. Да, непохожесть партнера оказывает серьезное влияние на его выбор, тоже биологический механизм. Вроде мысль вполне понятная...
"... единственное место с чем-то похожим на секс-туризм в СССР — Грузинская ССР"
Чепуха, в Крыму было то же самое. Да и на российском Черноморском побережье Кавказа.
Я, как житель того самого региона с черноморским побережьем, - опровергаю. Грузия - ближайшее место. Понятно, что найти что-то везде можно, но на подобие индустрии не тянет.
Ух ты...какую статью вы написали, словно не о людях, а о животных.
Это не рецензия. Конечно, возраст читателя важен. Вы не жили в то время, оно определяюще, и вам несомненно больше лет чем Онегину.
Как называется роман...в названии ответ. Какой он, герой сегодняшнего времени?
Никто из живущих сейчас не жил в то время, поэтому тезис странноватый. По поводу героя - я сомневаюсь, что Онегин "герой времени Пушкина". Что герой романа - да, но "герой нашего времени" - это к Лермонтову. Там есть и глубина образов, и надрыв, и внутренняя трагедия - что в Онегине только касательно.
Согласна...что не жили...жил только создатель - Александр Сергеевич Пушкин, с него и спрос. Языку оригинала и будем верить. Хотя любое произведение - это художественный вымысел. Цензура была всегда. Сказать большего Пушкин не мог...о людях...того времени...не о видах животных.
Жил не только Александр Сергеевич Пушкин - он был не один на планете. Явно цензура не запрещала Александру Сергеевичу делать персонажей такими, какими он считал - или "уплощать" их. И здесь два момента: либо А.С. описал все так, как видел, т.е. окружавшие его люди и были пустыми биологическими особями, либо он просто плохой описатель, и не смог передать образы объёмно. Собственно, только два варианта.
Мне понравился ваш творческий ответ...не ваше это романы в стихах, вам просто другие книги интересны. Образы Пушкин создаёт в той возможности, которое позволяло ему время. Не лукавьте, вы-то несомненно знаете каким был автор в жизни и к чему звал. Это не сводится к понятию человеческая особь...это вы имели ввиду? Автор был замечательный, роман, первый русский роман в стихах, да ещё таким залихватским ямбом...вам и не снилось...не какой-нибудь там Чайн-Гарольд, а отечественный...русский роман...и люди писателем классно словом описаны...и Чайковский даже не удержался и музыку написал...а вы всё тянете нас в тёмный угол...
Если Пушкин написал роман про одноклеточных это не значит, что он сам такой, или солидарен со своим персонажем.
люди не одноклеточные...вы прекрасно знаете о чём разговор, автор создаёт персонаж, естественно переносит на него и часть себя и своих наблюдений над людьми. Несомненно автор солидарен со своим персонажен, он - Творец и этим всё сказано...потом продаёт роман по главам, зарабатывая на свадьбу со своей любимой, Натальей Гончаровой, и ей заодно урок жизни преподаёт. Создание семьи - работа непростая!
Я вас уверяю - автор не на всех персонажей переносит часть себя. Писатель, пишущий про маньяков, сам не маньяк, да и Гоголь был в жизни человеком очень приличным, а писал сплошь про жуликов. Думать, что автор солидарен со своим персонажем, очень наивно - Достоевский не убивал бабушек.
хотите, напишите роман сами...попробуйте...вот там свои комментарии и в жизнь претворите...
Конечно нет, читатели имеют разные профессии...Пушкин писал о людях своего времени и для людей всех времён и профессий!
Тогда тезис "напишите свой роман" - непонятен, мы вроде о Пушкине.
знаете я вспомнила о сапожнике, который смотря на картину художника...оценил нарисованные сапоги...да уж критик...вот Брюллову дали за работу "Наездница" приз на выставке анималистов за коня...очень уж конь получился...у художника...взгляд специалиста...куда завёл?