Больше рецензий
23 июля 2024 г. 00:08
61
5 Рецензия на роман «Дочь Деметры»
Рецензия"...начало и конец, глава и хвост, всё слито воедино
В Венце Всего. Так жизнь и смерть неразделимы"
Сергей Лукьяненко, «Последний дозор»
Как только я дочитал «Дочь Деметры», эти строки сами пришли на ум. Потому что за всей иронией, за острым сюжетом об инопланетной заразе стоит извечная философская концепция единства жизни и смерти.
Подслушав разговор Деметры и Гермеса, Кора понимает, что её ждёт автоклав, превращающий тело в питательный раствор для растений. И это запускает цепочку душевных трансформаций девушки, заносит её в крайности и даже вызывает желание любым способом пожертвовать собой, чтобы кого-нибудь спасти. Душевные терзания Коры заставляют её действовать, причём так, чтобы успеть почувствовать, что такое жизнь, пока не стало слишком поздно.
История, основанная на древнегреческих мифах, разворачивается в открытом космосе и выглядит как самостоятельное произведение, которое опирается на первоисточник лишь вскользь, отдавая ему должное, но не пускаясь в копирование. Автор добавила в свою книгу много актуальных подтекстов, отображающих дух времени: тут и совершенно оригинальная инфекция с чужой планеты (это же надо было додуматься до такого концепта! здесь не будет заражения через кровь или банальным воздушно-капельным путём!), тут и мотивы противопоставления человека технологиям — в частности, искусственной имитации личности.
Повествование идёт сразу на нескольких уровнях, которые переплетаются и дополняют друг друга:
— детективная линия с космическими спорами — это правдоподобная иллюстрация, на что может пойти жизнь в любой форме, чтобы распространиться и продолжать жить;
— любовная линия с Аидом Кроновичем — красивая метафора столкновения жизни и смерти, неразделимых противоположностей, заключённых в бесконечный цикл, подобно Уроборосу;
— конфликт отцов и детей, доведённый до абсолюта за счёт неумолимо приближающегося долга отдать свою жизнь ради того, чтобы растения получили питательный раствор.
Мне довелось прочитать эту книгу сразу в дополненной версии, и я искренне поражаюсь, как она могла существовать без такого необходимого и правильного эпилога. Новый фрагмент, который Мария сюда недавно дописала, выглядит как неотъемлемый элемент мозаики, который сводит все линии воедино и завершает историю самым достойным образом.
Отдельного внимания в этой книге заслуживает язык. Он меняется в зависимости от смыслового наполнения, но всегда одинаково чист и понятен. Автор мастерски подстраивает речь, смещая акценты то в сторону действия, то в сторону чувственных ощущений, то окунаясь в мысли Коры. Читаешь — словно ловишь потоки освежающего бриза, обволакивающего ароматом весны.
Персонажи здесь проработаны достаточно, чтобы уже с первой главы легко их узнавать. Тем более, формированию образов помогает древнегреческая мифология, но и автор прилагает усилия, чтобы наделить героев уникальными чертами, старательно прописывая индивидуальные реакции каждого на происходящие события.
Развязка — такая, как и должна была быть. Неожиданная, правильная и хватающая за душу. Не хочу раскрывать все карты вместо Марии, просто выражу своё восхищение тем, насколько всё складно получилось.
Для меня «Дочь Деметры» — это настоящее открытие. Здесь сходится множество жанров и заключены самые важные, самые незаурядные идеи. Хочется верить, что роман выдержит проверку временем и будет успешно служить великому делу литературы — делать людей лучше.