Больше рецензий
22 июля 2024 г. 08:38
184
4.5
РецензияИрвинг Стоун не зря считается корифеем жанра биографического романа. Вместо перечисления фактов и дат он предлагает читателю живой взгляд на своего героя, свое представление о нем, построенное на художественной правде. Я счастлив, что при подготовке к поездке на руины Трои мне попалась именно эта книга о Генрихе Шлимане.
Она называется "Греческое сокровище", так что читателя вовлекают в игру даже не с первых строк, а сразу с названия. С одной стороны, греческие сокровища были целью Шлимана-археолога, а с другой стороны греческое сокровище - это жена Генриха, гречанка София. Именно через нее, через ее впечатления, письма, действия автор рассказывает о своем главном герое.
Мне повезло, среди моих знакомых есть один человек, хорошо изучив которого, я могу понять кое-что о Шлимане. Целеустремленный визионер, считающий себя выше законов, способный на широкие жесты и жесткую экономию, с обширными, но не очень глубокими знаниями... К таким легко липнут деньги и женщины, а давать оценку плодам их трудов не очень-то просто. Но признать масштаб личности необходимо.
И вот на такого человека автор, а вслед за ним и читатель, направляет взгляд его жены - требовательный, но любящий, строгий, но одновременно всепрощающий. Жена обычно хочет не осудить, но оправдать своего мужа.
С первых строк книги я поражался, как за полвека изменилась общественная мораль: токсичный менсплейнинг, заведомо второстепенное положение женщины, ассиметричность отношений, на момент написания романа считались само собой разумеющимися. Сейчас же не только феминистки, но и любой разумный человек отмечает снисходительное пренебрежение Шлимана к Софии. И этот аспект внезапно выступает как камертон, форматируя все последующее восприятие. Например, так ли тупы и ограничены были археологические государственные инспекторы, "мешающие" любителю-Шлиману вести раскопки как он этого хочет. Так ли алчны и предвзяты были турецкие власти, судившиеся с главным героем, из-за того, что он в нарушение фирмана украл у них "золото Трои".
Однако, при всех претензиях к Шлиману, есть одна вещь, которую автор справедливо ставит ему в заслугу - он сделал археологию "модной", показал, что поэмы Гомера памятники не только литературные, но и исторические, привлек интерес самой широкой публики к древностям и Греции.
Книга была издана в Советском союзе, и снабжена традиционно качественным послесловием, из которого я узнал, что Шлиман вел переговоры и с российскими властями о раскопках в Крыму. Ему отказали, а жаль. Но зато в Пушкинском музее можно посмотреть на "клад Приама", вещи, на которых Софья Шлиман изображена на самой известной своей фотографии.
Комментарии
Спасибо Вам за рецензию! Давно хочу прочитать этот роман, надеюсь, она послужит мне катализатором.
Надеюсь, что книга затянет!