20 июля 2024 г. 12:01

28

Прекрасно написано - не самым простым языком, густыми, концентрированными мазками. Стоит моргнуть на полфразе - и пропустил поворот сюжета. Сложная, многогранная тематика, но и с иронией. Добрая треть истории вышедшего годом позже "Year One" на фоне "Возвращения Тёмного рыцаря" выглядит вторично и сухо.

Да, здесь мы имеем более фантастическое, супергеройское произведение, чем "Год первый" (чего стоит одна банда мутантов, будто сошедших с журналов TMNT!), но вместе с тем и более бэтменовское, с бурным экшеном, извечными моральными дилеммами и даже политическми дебатами, как смехотворными, так и серьёзными.

К манере художника нужно немного привыкнуть, "Year One" мне в визуальном плане понравился больше, но и здесь рисунок на самом деле классный. Сразу несколько страниц так и просятся на постеры в гостиную.

Сам старикан на первый взгляд не очень-то потерял в силе, зато полон опыта и технологической мощи. Крайне любопытно изображены отношения Бэтмена и Робин... за восемь лет до выхода Бессоновского "Леона", между прочим. Неизбежная, казалось бы, трещина между философиями Бэтмена и Супермена, впервые в истории возникла тоже именно здесь.

В 2012-2013 годах в двух частях вышла прекрасная анимационная адаптация данного произведения - наверное, лучшее, что я видел в данном жанре. Вообще, во многих топах "Возвращение Тёмного рыцаря" занимает второе место, сразу после "Хранителей", и я полностью поддерживаю данную расстановку сил. 1986-й год - начало отсчёта современной эпохи комиксов, мрачной, реалистичной, ориентированной на зрелую аудиторию. И столпы этой эпохи светят яркими прожекторами по сей день.

P.S. Вот ещё прекрасное эссе The Mark of Batman Алана Мура, где он куда лучше, чем я, объясняет, что именно сделал Фрэнк Миллер в "Возвращении Тёмного рыцаря", и каким образом он открыл новые горизонты в супергеройских комиксах.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!