Больше рецензий
19 июля 2024 г. 20:40
203
4 Сарказм и сентиментализм
РецензияДа, я сделал это. Прочел, возможно, главный роман Чарльза Диккенса (мне трудно судить, другие я не читал). Впечатления непростые, тут опять надо отметить, что очень важно читать книги вовремя.
Безусловно, я очень задержался, но для книги тем лучше. Начну не с рубрики «что понравилось», а с общего ощущения, без оттенков. Жанр я бы назвал гротескный, сентиментальный роман. Диккенс вдруг взял и придумал Болливуд. Сюжет выстроен по принципу – смотрите как все плохо – смотрите как все хорошо. И не просто хорошо и плохо, а прям ХОРОШО!!! и ПЛОХО!!!! Многие предъявляли Диккенсу за хеппи-энд, но по факту это необходимость для компенсации адски депрессивного начала. Закон жанра, так сказать. С таким же успехом можно предъявить Диккенсу и за начало, что детские и работные дома выведены как машина смерти. Социальная критика? Да какая нафиг критика, кому в голову придет критиковать Освенцим? И концовка из серии «я твой двоюродный брат, я твоя троюродная бабушка» просто компенсация этой начальной жути. Да и вообще, отсутствие полутонов из той же серии, жанр.
Что не понравилось.
Главный герой и вообще все положительные персонажи (кроме Нэнси, она чудесная). Даже в рамках жанра все слишком плоско. Негодяи все время дерутся, бухают и сквернословят. Положительные герои заливаются слезами от счастья, заливаются слезами от гнева (некоторые топают ногами) и чуть что норовят грохнуться в обморок. Периодически это прям бесит.
И все-таки концовка. Не по причине хэппи-энда (хотя и это тоже). А по причине того, что единственный способ стать счастливым, если ты родился на улице – это вдруг выяснить, что тебя подменили или потеряли в момент родов, а на самом деле ты ... А других вариантов как бы нет (строго говоря, судьба Чарли Бейтса этот тезис как бы опровергает, но позвольте схитрить и сказать "это другое"). Да и вообще, ангелоподобность Оливера объясняется, по сути, его происхождением, то бишь наследственностью (весь в мать и не только лицом). Такие выводы мне не нравятся.
Ну и такая, знаете ли, мелкая придирка. Хотя, видимо,к переводчикам. Приключения Оливера Твиста - название крайне неудачное, ибо во второй половине романа самого Оливера Твиста практически нет и его приключений тоже нет.
Что понравилось. Чарльз Диккенс – царь и бог сарказма (король и бог с учетом его происхождения). Ранее это почетное звание носил великий Вудхауз, но книги Вудхауза – юмористические, это проще. Так что передаю корону.
Самый офигенный персонаж – мистер Бамбл. Примерно первые полкниги мистер Бамбл наслаждается тем, что ведет себя как негодяй, тряпка и говно. Затем мистера Бамбла настигает заслуженная кара в виде законной супруги и мистер Бамбл страдает. Заканчивает мистер Бамбл с одной стороны плохо (среди тех, кого первую половину книги гнобил), но уже более менее счастливым человеком (супруга из жизни мистера Бамбла исчезла). Переломная сцена жизни мистера Бамбла, его сватовство, великолепно.
Самые мерзкие по версии Диккенса персонажи в разное время так или иначе морально и душевно страдают. Даже Билл Сайкс. И вообще, когда в конце их всех ловят, мы видим достаточно сильную нетерпимость британского общества к убийству. А некто Чарли Бейтс вообще вдруг стал героем, единственный персонаж, который из плохих вдруг переметнулся в хорошие. Я к тому, что по Диккенсу (моей интерпретации) общество хоть и больно, но шансы есть.
Что я увидел, не знаю, закладывал ли Диккенс такое. Казалось бы самый отвратный персонаж книги – еврей Фейгин. Однако, будем откровенны, для детей этот человек сделал явно больше чем вся сиротская система Англии, которая только загоняет всех в гроб. При нем они были хотя бы сыты, одеты и приставлены хоть и к мерзкому, но ремеслу. А без него под чутким руководством британского правительства они или дохнут, или долго мучаются, а потом дохнут, вообще без иных вариантов. Так что вопрос еще кто тут главный злодей.
В целом впечатления очень даже неплохие, а с учетом времени написания и законов жанра даже очень пристойные.
Всем добра.