Больше рецензий

15 июля 2024 г. 21:25

165

2.5 Спойлер Герберт Уэллс, "Спящий просыпается"

Из длиннющего, как сон Грэхема, вступления, перехожу к сути.
Эта книга мне не понравилась совсем. В ней нет буквально ничего, что могло бы зацепить, взволновать, удивить. Сюжет довольно-таки примитивен, много ляпов. Почему, например, Белый совет, зная об угрозе в виде Острога, оставил открытым вентилятор в комнатах Безмолвия? Но этот и ему подобные моменты (например, так удачно ложащееся в лоно сюжета увлечение Грэхема авиацией и т.д.) - мелкие допущения, свойственные художественным книгам. Вот про сам совет стоит сказать отдельно. Схема "завоевания мира" капиталом мне кажется, мягко говоря, неправдоподобной. Во-первых, изначальная сумма, которая была у членов не выходила за рамки обычных накоплений зажиточного акционера. И при таких "стартовых данных" удивительно, что обычные семь человек смогли, пусть и шаг за шагом, завоевать половину (или почти весь? Я, честно, толком не понял) мира. Даже если сделать допущение в виде политической гениальности членов Белого совета, их компания вряд ли бы разрослась больше, чем на половину страны. Во-вторых, даже с таким допущением остается вопрос наследования. Статистически невозможно, чтобы каждый новый член совета был политическим гением, кто-нибудь из них обязательно допускал бы ошибки в правлении компанией-страной, а если бы и не допускал, то опять же, статистически невозможно, чтобы каждый из них имел целью своей жизни властвовать над миром - как ни крути, кто-нибудь бы удовольствовался нынешним положением дел и не стал стараться бы дальше. Возвышение совета есть наиболее проблемный и недоработанный момент во всем произведении. Но не одним этим произведение полно. Как бы то странно не звучало, одна из основных составляющих частей творения Уэллса - атмосфера капиталистического будущего. Это, пожалуй единственная деталь, за которую книгу можно похвалить - города под единой крышей, не знающие перемен погоды, сплетения балок, проводов и колонн, нижние этажи, полные работающих за гроши людей - все это заставляло меня читать книгу дальше. По сути, только из-за этого я ее и добил - не будь такой достаточно гнетущей моральная обстановка, так скажем, произведение было бы уж совсем пресным. Но отчасти все рушат герои - пустые, без малейшего раскрытия, они идут по сюжетным скриптам как роботы, тем самым убивая малейшее желание читать. В многом из-за героев я именно не читал, а мучал эту книгу. Концепция же страшного капиталистического будущего не пугает, во многом, наверно, потому, что, зачастую, люди сейчас живут не лучше. Это, безусловно, не недостаток книги, но на ее восприятие влияет. Технические нововведения, придуманные автором, впечатляют, но этого просто недостаточно, чтобы книга понравилась. Финальный же твист, хоть и несколько радует своей нешаблонностью для данного жанра, но все же не вызывает никаких эмоций: Грехем для меня не раскрылся никак, и, следственно, его смерть на меня никак не повлияла. Ну умер и умер, как говорится...
PS. И да, этот перевод, ухх... Какой же он коснословный, глупый, до ужаса машинный... Искренне сочувствую всем тем, кому, как и мне, попалось творчество Бируковой...
PPS. Похоже я понял, чем "вдохновлялся" Кларк, создавая "Город и звезды"...