Больше рецензий
15 июля 2024 г. 20:07
524
4 Люди против...
РецензияС удовольствием читала рассказы Чапека, затем высоко оценила его антивоенную пьесу "Белая болезнь", захотелось познакомиться и с антивоенным романом, хотя были подозрения, что этому автору больше подходят малые жанры. В рецензии одного из читателей сайта много говорилось об аллегории фашизма в этом романе, были там сравнения с "Чумой" Камю. И вот я все пыталась понять, кто же олицетворяет в этом романе фашистов? Неужели саламандры?
Эти милые существа, которые жили бы себе не тужили, если бы люди не вмешались... это они во всем виноваты? Но значительную часть романа Чапек описывает, как люди использовали черных водяных саламандр, как разводили их и порабощали. Никому из людей не приходило в голову, что эти живые существа - ровня человеку. Даже тогда, когда саламандры заговорили, когда они стали исполнять большинство необходимых трудовых действий лучше, чем человек. И лишь через много лет они восстали потому, что больше не в состоянии были выжить в тех условиях, которые им создали люди.
Да, саламандры поставили свои интересы выше, чем интересы человечества - и люди будут вынуждены сопротивляться. И сделают они это привычными для людей способами - внося разлад в общество саламандр, сталкивая их друг с другом, натравливая на своих собратьев, как это делали американцы в эпоху индейцев.
Книгу Чапека не то чтобы слишком уж интересно читать, но роман заставляет задуматься над проблемами выживания тех, кто причисляет себя к высшему разряду живых существ и в какой-то момент неизбежно сталкивается с тем, что другие живые существа могут осознать этих людей тварями, недостойными выживания.
Комментарии
Конечно! Кто ж еще!
Ох уж эти гадкие черные водяные саламандры!
Любопытная тема.
Я недавно наваял рассказ "Пассивный нацизм". Догадайтесь, про кого? Его особо, естественно, никто читать не стал.
Как тут можно догадываться? И про кого же? А все эти разряды... так ново и так старо. На месте саламандр могли бы быть роботы, да кто угодно!
Пассивный нацизм
Небольшая лавка в переулке. Мужчина средних лет расставляет товар на полке, стоя на стремянке. Подросток подает ему банки с краской. Мужчина поправляет спавшую с правого плеча петлю фартука и замечает краем глаза идущего по направлению к магазину человека в черном с обширной седой бородой.
- О, опять двадцать-пять, - говорит мужчина с досадой, - Виктор, возьми в кассе десятку, сходи на угол к Шнеерсону, купи полкило замазки. Скажи, что от меня.
- Угу, сейчас – подросток мельком бросает взгляд через стекло входной двери, берет из лотка кассы деньги, идет в дальнюю часть магазина и выходит через черный ход.
Человек в черном открывает дверь, задевая колокольчики.
- Доброе утро, рабби, что-то вы сегодня рано, - устало говорит мужчина в фартуке, не оборачиваясь.
- Здравствуй, Давид. Я пришел с тобой поговорить.
– Неужели опять? Я устал уже это обсуждать.
– Почему, – спокойно говорит посетитель, снимая шляпу и аккуратно кладя ее на прилавок, - я просто хочу понять, почему.
- Аааай – мужчина на лестнице тяжело вздыхает, опуская голову. Медленно спускается со стремянки, разворачивается к посетителю, расставляет руки на прилавке и головой кивает гостю в направлении стула у двери.
- Садитесь, раз пришли.
Посетитель кивком благодарит и садится.
- Я уже сто раз это всем в округе объяснял. Я не буду следовать правилам, если мне это не выгодно. Макс быстрее и сообразительнее Леви. Почему я должен брать того, кто хуже?
– Но мы уже тысячелетия так живем. Это основа нашего существования. Существования как народа!
– Ну, может быть, как раз пришло время прекратить этот балаган.
– Да что ты такое говоришь? Как ты можешь?
- А что? Египтяне… римляне…Этот, как его… Вавилон. Ассимилировались. В чем проблема? Были одни люди, сейчас другие. Мы все люди, происходим от одной мартышки. Желтые, коричневые, красные – какая разница?
– Да что ты такое говоришь, какой еще мартышки?
– Рабби, мы клеймим нацизм, но сами фактически действуем как нацисты. Только те это открыто на свои флаги ставят, а мы исподтишка. Мы – пассивные нацисты. Мы считаем себя лучше других. Вся разница с нацистами активными, что мы другие нации не убиваем и не призываем убивать, но презрительно называем их гоями и считаем их ниже себя. Вот и все.
- Но так велел нам …
- (перебивая) Мы приходим на любую землю, на которой люди соревнуются друг с другом, мы пользуемся плодами этих соревнований, мы устраиваемся в их школы и университеты, но мы не соревнуемся между собой. А там, где диаспоры используют такую же тактику – армяне, парсы какие-нибудь, мы ничего сделать не можем.
- Что ты говоришь такое?! Сколько евреев открыло школ, библиотек, музеев? Сколько наших меценатов спонсирует высшее образование?!
- Рабби, ответьте мне на вопрос. Простой вопрос. Почему если где-то происходит погром, то обязательно убивают евреев. В древности выгоняли отовсюду, не принимали во многих странах, в средневековье сжигали при первых же признаках эпидемии, обвиняли в колдовстве? Почему именно евреев?
- Ну это ты неправ, по всей планете люди убивают друг друга по национальному признаку.
- Вот есть умный и дурак. Умному свойственна рефлексия – он всегда пытается, в первую очередь, понять, что именно он сам делает не так. Дурак всегда обвиняет всех вокруг в своих бедах. Почему мы в данном случае ведем себя как тот дурак? Это мы ведем себя так, что нас вокруг все не любят. Мягко говоря.
- Нам просто завидуют, Давид. Потому что мы умнее, талантливе…
- Да чушь все это, рабби. Чушь! Я вам такой пример приведу. У моего старшего в классе было два приятеля – Исаак Горовиц и Максим Глинка. Глинка отлично учился, был лучшим в классе по математике, школа посылала его на олимпиады, конкурсы, а Горовиц вообще в математике не разбирался. Когда пришло время оканчивать школу и выбирать, что делать дальше, мой сын и Горовиц поступили в Н…, а Глинка пошел на консервную фабрику упаковщиком, потому что денег на обучение в Н… у его семьи нет. Но я подумал, что это неправильно. Это несправедливо. И я занял его семье денег на обучение. Без процентов. Что в итоге - Глинка сейчас получает стипендию губернатора, за его обучение платит сам университет. Знающие люди говорят, что у него настоящий талант и ему легко дадут кафедру, как только он выпустится. Вот так.
- И что с того?
- Просто то, что мы ничем не лучше, просто играем нечестно и даем так называемым «нашим» реализовывать свой потенциал по максимуму. Искусственно создаем бесконкурентную среду там, где все остальные бьются друг с другом не на жизнь, а насмерть. Но делаем это только для тех, кого принято считать своими.
- Может быть. Может быть. Но посмотри, чего мы достигли – сколько из наших вышло ученых мирового уровня, какой процент финансов в мире принадлежит нашим, музыканты, артисты. Мы управляем миром! Разве этого мало?
- Горстка людей живет припеваючи, считает, что находится над системой. При этом в любой точке мира к любому еврею может в любой момент подойти человек, пырнуть ножом только потому, что тот еврей. Еврейские дома, магазины всегда под угрозой. Всегда на примете. Стоит только экономике пойти вниз – первым, кого подожгут, будет еврей. Первым, кого попытаются убить, будет еврей.
- Ты сгущаешь краски.
- Разве? Как бы там ни было, мне эта ущербная концепция сверхчеловека, в результате которой горстка людей получает все блага, а остальная, гораздо более значительная часть, живет в постоянной угрозе, не нравится. Следовать я ей не буду. Точка. Помогать нужно тем, кому нужна помощь. Достойным. А не по принципу свой-чужой.
- Да уж, хорошо, что твои родители не дожили до такого позора. До свидания, Давид.
- До свидания, Рабби.
…
- Купил?
- Ага.
- Сколько? Восемь?
- Семь тридцать, зашел в «Дом ремонта», там дешевле нашел.
- Молодец, Виктор, спасибо. Дааа…Вот тебе и Шнеерсон…свой…Пхы
"Мы считаем себя лучше других. Вся разница с нацистами активными, что мы другие нации не убиваем и не призываем убивать, но презрительно называем их гоями и считаем их ниже себя."
К сожалению, нынешняя война Израиля с палестинцами показала, что часть евреев - нацисты активные.
А я комментарий не увидел. Ответили в другой ветке и мне уведомление не пришло.
Я даже подумал - может, обиделись. Думаю, вроде Мадигожина - никаким боком не еврейская фамилия. С другой стороны, на работе предыдущей был случай - девушка с фамилией Москалева, больше похожая внешне на башкирку/ татарку - таки оказалось, что еврейка.
Потом вспомнил, что уведомления могут не приходить просто. Зашел, увидел.
Да, увы, евреи перешли к стадии активного нацизма.
Я русская, но в Казахстане много общалась с сосланными евреями. Да, евреи и в СССР держались вместе и поддерживали друг друга. Потом почти все уехали в Израиль - и с каждым годом в них крепло "еврейство" и ненависть к арабам. Даже мой лучший друг, русский, уехал в Израиль с женой еврейкой - и вскоре стал невыносим. Все письма - о злых палестинцах.
Двойные стандарты.
Мы, евреи, не любим (мягко говоря) анклавы у себя (Палестина), но приезжая в любую страну, мы устраиваем там анклавы.
Я смотрел как-то фильм Авалон, кажется 1990 года.
Большая семья евреев имигрировала в США, в город Балтимор. Где-то в начале 1900-х, если память не изменяет.
Мне запомнилась сцена ближе к финалу. Семья собиралась на индейку (день благодарения или что-то там американское, не суть).
И одна ветка семьи опаздывает. Нет и нет. Ну и остальные решили начать есть.
Наконец приезжает эта ветка семьи и ее глава начинает ссору с другими. "Да как так, да как вы не дождались!" - ну и все в подобном духе. Но ключевое не это. В процессе ссоры они обсуждают: "Мы уехали из той страны и приехали в эту".
Вот.
Т.е. уехали они из Польши, которая ни разу прямо не упоминается в диалогах, хотя фамилия Кожински или Косински (ее дети сменят на Кэй и еще на что-то), и приехали в США. Но для них Польша - та страна, а США - эта страна.
Мне прям врезалось в память.
*эмигрировала
Для них Польша - ТА страна, а США - ЭТА.
А Израиль?
Про Израиль там ничего не было, насколько я помню. Там эпоха до середины 50-х вроде описана. Израиль еще только-только появился и, вероятно, поэтому был за скобками.
Суть не в этом. Та страна и эта страна. Завтра будет другая страна.
Менталитет.
Я не зря спросила про Израиль. К этой стране у евреев все-таки особое отношение. Даже евреи в России писали : " У нас две родины - Израиль и русская культура." Русскую культуру они могли изучать где угодно, но Израиль - их земля обетованная.