Больше рецензий
14 декабря 2014 г. 10:41
884
5
РецензияНикогда не хотелось мне посетить Индию. А теперь не хочется еще больше. Вот бывает же такое, когда книга укрепляет тебя в каких-то необъяснимых интуитивных установках.
Мне с книгой не повезло, или ей со мной, скажем так. Написанная натуралистичным языком, так свойственным писателям жарких стран, она доводила меня до тошноты всю неделю. Момент был выбран неудачно. Я прохожу лечение, от которого обостряется обоняние и прочие органы чувств, и я совершенно сбилась - от чего меня тошнит. От лечения или от этой книги. Или от них вместе.
Это резь в глазах от ярких красок той природы. Это испарина на коже от жаркой влажности. Это ужас от услышанного хохота мракобесов и невеж. Это тошнота от запахов масел, специй, немытых тел и испражнений. Это полное отсутствие аппетита и категорический отказ даже представить себе вкус той еды и питья. И самое главное - это генетическое узнавание событий. Революционных. Невежественных и потому безжалостных и не ведающих разбора. До слез.
Если о сюжете, то это история - хотела написать одной семьи - нет. Не семьи. Трех чужих человек, живущих по одной крышей. Дед, внучка и их слуга - повар. Небольшое общество, окружающее их. И огромная страна, состоящая из небольших обществ. Страна богатая и бедная. Слабая и сильная. С резкими границами между этими обществами - очень разобщенная. И каждый ее гражданин по отдельности - сирота. И страна - сирота.
Сирота - потому что внешней силой отнято право на естественный ход развития, с учетом устоявшихся традиций и культуры. Очень древних и сложных, между прочим. Отнято право, отняты ориентиры, отняты ресурсы. А потом брошено. Как выжить сироте? В чем вообще проблема сиротства? Даже не в невеселом бытии. А в незнании как быть…
И судьбу страны повторяют ее дети. Вне зависимости от предначертанности личной судьбы. Сирота студент, хоть и со стипендией. Он стыдлив, раним и мнителен. Сирота девушка, хоть и получающая домашнее образование и не знающая нищеты. Сирота парень нелегальный эмигрант, хоть и вырвался в мечту-Америку. Сироты пенсионеры, хоть и живущие в достатке, потому что нет у них чувства защищенности. Сироты повстанцы, потому что не ведают что творят, а творят откровенное зло.
Если говорить о последних, то всем сторонникам революционных идей полезно почитать эту книгу. Неважно, что она об экзотической Индии. Люди - везде люди. И алгоритм зла при схожих задачах одинаковый. Особенно, если вовлеченные люди невежественны.
Невежественность. Сколько здесь о ней! Даже чистое и неискушенное превращается в невежественное, если его не развивать и не любить. Самобытное превращается в невежественное и добавляется к просто дремучему. Потому что… Не могу, не знаю почему. Потому что в мире так мало любви. Потому что никто не полюбит сироту. Не отогреет, не простит, не вытянет из тьмы. Дать это же не отнять. Это сложнее.
Все это из фона книги. Из потока ее небольших главок, будто отрывков, будто окошек, щелей, приоткрывающих тот мир. Это не все. Это еще история храброй девушки Саи. Сдается мне, что книга эта автобиографичная. Уж очень мне кажется, что книгу написала Саи. Только чуть-чуть повзрослев. Но это не столь важно. Важно, что мир ее удивителен. В ней сочетается и эрудиция, и чувственность, и сила, и злость. Она не простила. Никому ничего не простила. Она ненавидит сиротство. А с учетом того, что оно и внутри ее самой, и снаружи, получается очень недобрый осадок. И от Индии, и от книги, и от ее уязвленного мира. Это лишает надежду и Индию, и книгу, и уязвленный мир и ее саму. И от этого тошнит, сквозь жалость.
Индия, разобщенность, стыд, обида, глупость, жестокость, неопрятность... Не поеду в Индию, даже если мне за это заплатят. Я верю девочке Саи.
Anais-Anais , большое спасибо за то что рассказали о такой замечательной книге, если бы не вы, вряд ли я обратила бы на нее внимание.
Я не представляю как они с Памуком уживаются. Такие разные! В их союзе, вероятно, он - мягкое и мечтательное, она - жесткое и прагматичное.
Комментарии
Мне жаль, что от книги настолько ужасное впечатление, и уж тем более жаль, что вы не поедете в Индию. Эту страну есть за что любить.
PS И Киран Десаи мне совсем не кажется жесткой и прагматичной. По крайней мере, после этой книги.
Нет, не ужасное. Шокирующее, скорее, ну и напоминающее о собственной боли. Мне резануло по сердцу. Всколыхнуло. В любом случае, я рада что прочла.
Все мы разные. Просто Памук сентиментальный, в нем женская нежность какая-то. По сравнению с ним, она мне кажется такой. Она сильная. И она терпит жизнь, как мне показалось. Я очень удивлена, если честно. И нахожу в этом союзе некое сочетание противоположностей. При том, что и общего в них много.
Мне и Памук особенно сентиментальным не кажется, но Десаи - определенно - нет. Набоков где-то писал о различии сентиментальности и чувствительности. Наверное, и тут что-то такое.
А что же еще с жизнью делать?
Любить несмотря ни на что. Видеть красоту.
По мне он и сентиментальный, и чувствительный. Он не просто чувствует каждую мелочь, он еще и любит. В его мировоззрении много любви. У нее - очень мало.
Для меня любовь - это прежде всего "видеть как есть", а не только красоту. И в этом смысле мне "Наследство..." наполненным этим вИдением и человечностью. Постараюсь сегодня-завтра написать связный отзыв.
А что касается сентиментальности и чувствительности, то вот одна из моих любимых цитат:
Сильная цитата. Это Набоков? Заставляет задуматься. И согласиться. Но ведь сентиментальность может быть в сочетнаии с чувствительностью. Я имею ввиду это сочетание...
Я и не утверждаю что любить жизнь это видеть только красоту. Суметь увидеть и красоту, после того, как увидел все. Потому что после "всего" уже не до красоты как правило.
Да, это Набоков, из его лекций.
И я убеждена, что чувствительность не сочетается с сентиментальностью. Чувствительные люди с виду грубы и резки, они могут смотреть в глаза и смерти, и трагедии, и уродству. Они сочувствуют делом, а не слезами и соплями.
Это надо обдумать.
Вот всегда я людей на плохое толкаю...
Нет, не на плохое. Я пожалуй, соглашусь с этим выводом. Вспоминала разных людей и пришла к выводу, что это правда. Теперь не буду путать и совмещать эти понятия.
Мой опыт тоже говорит, что это правда. Потому и цитата запомнилась.
За что?
Люди. Природа. Искусство. Архитектура. Фантастичность и мифологичность пространства.
Мммм, а мне прочесть захотелось, Индию люблю)
Ань, очень достойная вещь. Очарования правда в ней нет, в смычле эстетики. Очарование боли разве что.
Такое люблю)
Я тоже не фанат Индии - позиция положительно-нейтральная. Побывать там было бы интересно, но особо к этому не стремлюсь. Как источник вдохновения она хороша, также мне нравится тамошний уровень современной дэнс-хореографии и танцевальной музыки. Вспоминается также статья одной британской журналистки, проследившей историю взаимотноошений Индии и России после Второй мировой. Если ей верить, народы Индии и России всегда любили друг друга. Забавно, что на бытовом уровне эта любовь начиналась с болливудских фильмов...
И ты знаешь, в книге "Тор Gеаr" есть глава об Индии и Непале. Приведу цитаты:
- На индийских границах, как мы убедились позже, царит махровая коррупция.
-Из Индии мы выбрались в полночь под конец второго дня, и какое же великое было облегчение, когда на непальской границе нас встречал Сарад Прадхан из Совета по туризму Непала! Мы чуть не прослезились от радости, когда он водрузил нам на шеи венки с лозунгом, приветствовавшим Тор Gеаr в Непале, и выдал каждому по холодной "кока-коле". Вот она - культура! Последнее же, что сделали индийцы, так это попытались вытянуть из нас взятку за пересечение границы.
- Папа с Бобом вспоминали, что в 1964 году Индия походила на нынешний Непал: она была такой же обворожительно прекрасной, причудливой и так же поражала дивной своей самобытностью. Непал - страна людей с осмысленным взглядом, явно гордящихся общинами, в которых они живут.
- Народу [в Индии] стало раз в десять больше, а дороги оказались перегруженными и того больше - раз в тысячу. К тому же мы чудом остались целы и невредимы. Зато Непал - это сказка!
Самое интересное, что о том же рассказывал советский (ныне украинский) альпинист С. Бершов в своей книге "Да обойдут тебя лавины":
- В этом благодатном краю [Индии] земля плодоносит круглый год. Откуда же такая бедность? Грязные деревни, чумазые люди - кажется, вода и мыло им не знакомы.
- И вот, наконец, мы в Непале! Заказали в местном ресторанчике ужин. Сразу заметен контраст между странами. Значительно чище, цены ниже. Да и люди другие - более вежливые, с чувством собственного достоинства.
Вот и разбери в чем разница между Непалом и Индией. Почему одни выбрались, а другие погрязли в неопрятном хаосе.
У меня тоже к Индии отношение положительно-нейтральное. Я не хочу умалять их вклад в мировое культурное наследие. Одна йога чего стоит)) Однажды, в спортивный клуб, куда я хожу заниматься, приехал почетный гость - титулованный тренер из Индии. Он танцор, который на всяких м/унар конкурсах выступает с индийскими танцами, собирает призы, доказывает пользу организму через физ.нагрузку, дыхание и удовольствие. Так вот, учил нас танцевать танец урожая. Какая это прелесть! Никаких претензий на красоту и утонченность и пр сексуальные намеки. Неуклюжее топтание, прыжки, имитация движений всяческих сельхоз.работ. Но какое удовольствие, неописуемое, вот ничего не сущсетвует вокруг и неважно, что выглядишь ты смешно. Супер! Но в клубе не прижилось, вские латина, зумба и пр прижилось, а это нет.
А помнишь, как одно время Панджаб мс взорвал клубной музыке мозг своими плясками))
А меня не тянет туда еще потому, потому что я была в бедных арабских странах и впечатление от них очень тяжело, несмотря на наследие, природу, тепло ипр. Так что, лучше по телевизору какой-нибудь Трэвел посмотреть...