Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 декабря 2014 г. 21:57

196

4

Её книги являются признанными шедеврами и покоряют безыскусной искренностью и простотой сюжета, на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно «английского» юмора. Джейн Остен до сих пор по праву считают «Первой леди» английской литературы. Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании.
Неудивительно, что над секретом успеха Джейн Остен задумывались многие – его пытались разгадать известные критики и публицисты, писатели и даже поэты. Не осталась в стороне и Вирджи́ния Вулф (1882 – 1941) – известная британская писательница, литературный критик. Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века.
Автор характеризует личность и авторское кредо великой писательницы в первую очередь опираясь на немногочисленные сохранившиеся до нас отзывы близких и родственников самой Джейн Остен. В. Вульф отмечает сложность и противоречивость её натуры, ищет объяснение этому в многоплановости характера писательницы.
Исследуя творческое кредо Джейн Остен Виржиния Вулф анализирует структуру её произведений, писательские приёмы, выводит целую формулу, в которой и скрыт успех всех её произведений.

«Прежде всего по краткости и обнаженности первых глав видно, что Джейн Остен принадлежит к тем писателям, которые сначала довольно схематично излагают обстоятельства действия, с тем чтобы потом еще и еще раз к ним возвращаться, облачать их в плоть и создавать настроение».

Впрочем, в последнем романе «Доводы рассудка» В. Вулф видит творческие перемены, и кто знает, какими бы ещё книгами удивила нас писательница, проживи чуть больше. Так, в последнем произведении буквально веет грустью, авторский сарказм более резок, а комедия – грубее. «Как раз так бывает, при переходе от одного периода – к другому», - подмечает критик.

«Теперь она больше внимания уделяет природе, ее печальной красоте, чаще описывает осень, тогда как прежде всегда предпочитала весну. И мы читаем о «грустном очаровании зимних месяцев в деревне», о «пожухлых листьях и побуревших кустах». «Памятные места не перестаешь любить за то, что там страдал», — замечает писательница. Но перемены заметны не только в новом восприятии природы. У нее изменилось самое отношение к жизни. На протяжении почти всей книги она смотрит на жизнь глазами женщины, которая сама несчастна, но полна сочувствия к счастью и горю других и до самого финала принуждена хранить об этом молчание. Писательница на этот раз уделяет больше внимания чувствам, чем фактам».

На окончание Вирджиния Вулф берёт на себя смелость и прогнозирует, какими бы могли получиться ненаписанные произведения Джейн Остен – про что она могла бы написать, что нового бы привнесла и какие элементы из прежних сохранились бы в её творчестве. Впрочем, как известно, история не терпит сослагательного наклонения, так что нам остаётся читать и наслаждать шестью прелестными романами великой писательницы, и гадать какой же она была на самом деле – эта загадочная Джейн Остен.

Прочитано в рамках Урока литературоведения.

Комментарии


Любимая Джейн Остен! "Гордость и предубеждение" перечитывала стомиллионов раз. Ее талан действительно загадка, или нет - чудо.


Хочу прочитать.