Больше рецензий

j_t_a_i

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 декабря 2014 г. 21:24

489

картинка j_t_a_i

Гуляя по горам и низинам, любуясь рыбами и птицами, радую сердце своё.
Цзи Кан

Один древний японец говорил, что ничто так не утешает, как скитания вдали от людей, там, где свежи воды и травы. Жаль, что не всем дано понять, насколько прав этот древний бродяга! Трижды прав.
Да, понятно, что пустынники ищут не только утешения, отдохновения утомлённому сердцу, разменявшемуся ради пустых бессмысленных дел в вечной житейской сваре. Но скажем, что променять на хижину в горах всё своё состояние – это ещё не подвиг, но уже мудрость.
Валентин Свенцицкий, чьи работы всегда чрезвычайно интересны, предлагает нам вернуться по волнам его памяти в тот год, когда он, ещё юношей, переживал душевный кризис и совершил незабываемое путешествие к пустынникам кавказских гор.
Вечная весна в одиночной камере – невозможна, если живешь с Богом. Ибо горы – это не только изумительная панорама, дисциплинирующая душу, это ещё и могучая твердь природы, наваливающаяся на душу и стремящаяся раздавить её. Возможен ли чуткий и внимательный человек, который оставшись один, среди бескрайней молчаливой природы, не почувствует, что он здесь не нужен? Но тот, кто живёт с Богом, чувствует совсем иной - нездешний ветер.


- Давайте, помолимся…
И все мы поворачиваемся на восток, к тёмной тенистой опушке леса, за которой яркими зубцами блестят освещённые горы…

Чем выше в горы, тем всё кристальнее и чище делается лик природы, тем меньше в монахах от мира сего. Свою внешне скудную жизнь они проживают с благодарностью за всё окружающее, а радость их совершенна. И там, высоко, в краю – на пределе возможном для жизни человека, они невероятно просты, не в пример нам дружелюбны, совестливы и трогательны, точно дети, и вместе с тем исполнены великого спокойствия, мудры и ответственны внешне, являя внутри живое биение духа и гигантский подвиг собранной созерцательной жизни, далекой от всякой рассеянности. Они выиграли величайшую на свете битву – битву за простоту сердца.
Рассеянность, развлечения, праздность – жизнь без этих вещей многим покажется странной, скучной и ненужной. Редкий человек знает, что не жизнь без развлечений порождает скуку, а скука порождает потребность в развлечениях; скука же – от неумения жить. В конце концов, как справедливо замечал Даниил Хармс: «Когда человек говорит: "мне скучно", - в этом всегда скрывается половой вопрос», а монахи отреклись от этого.
В книге нет наставлений и поучений, указаний на то, как нужно жить, лишь порой появится тихая и робкая, но требующая честного ответа, просьба:


- Да, хорошо у вас, - сказал я.
- Вот и оставайтесь у нас, - неожиданно предложил о. Исаакий.
- Нет, о. Исаакий, для меня это совершенно невозможно.
Мы остановились.
- Почему? – спросил о. Исаакий и посмотрел на меня в упор.
- Почему? Да прежде всего потому, что я хочу жить в миру. А разве, по-вашему, это плохо?
- Нет, не плохо… Но здесь лучше…

Наставлений нет, но многие выводы можно сделать самостоятельно, если, конечно, читатель не ленив. Я озвучу некоторые из них словами уже знакомого вам японца:

Смерть любого из нас, может быть, наступит сию минуту, не так ли? Мы же забываем об этом и проводим время в зрелищах. Это глупость почище всякой другой!

…изумительно, когда человек скромно ведёт себя, избегает роскоши, не приемлет богатств и не прельщается мирскими страстями. Издревле среди мудрых богатые - редкость.<…> Следует раскидать золото в горах, а драгоценности выбросить в бездну. Самый глупый человек - это тот, кто пленяется богатством.

Как подумаешь о цветах сердца человеческого, что блекнут и осыпаются даже без дуновения ветерка, - становится печальнее, чем от разлуки с умершим, когда постигаешь переход в мир за пределами нашего, ибо не забыть ни одного слова из тех, коим некогда ты внимал столь проникновенно.

Что сказать напоследок, не знаю, но замечу, что это в первую очередь – биография; хорошо написанная биография тайной, сокрытой ото всех жизни.

Комментарии


Спасибо за рецензию.
Где же, в каком месте была обитель?


В том-то и дело, что нет никакой обители. Пустынники (подражая, кстати, древним подвижникам (ведь монашеское общежитие появилось не сразу)) ушли из монастыря ради безмолвия и большей строгости. В монастырь они (за много-много вёрст) иногда приходят, но там относятся к ним по разному. Про их непростые отношения с монастырём есть в книге. А живут они по одному, реже - по двое, строят кельи высоко в горах - и живут. Есть, кажется, домашние церкви. Я потому и писал про твердь природы, что оказаться одному ночью в горах, где за десятки км. ни души - очень страшно.


В горах Кабарды, Архыза есть маленькие часовенки высоко, в лесах с кельями на одного, двух монахов. В ужасном состоянии. Пастухи там ночуют.


Жаль, конечно. Спит себе такой пастух и даже не подозревает, КТО был здесь до него.
Вот так всё и сотрётся. Даже на том месте, где мы сейчас стоим, тысячу лет назад могли твориться удивительные дела (или через тысячу лет после нас).


Один древний японец говорил, что ничто так не утешает, как скитания вдали от людей, там, где свежи воды и травы.

спасибо за такую сильную фразу!!!!!!!
то-то я всегда радуюсь, когда на дачу выезжаю. Правда...... Вдали от людей, и на природе.


Во время общения с пустынниками летом 1914 г. Свенцицкий был в возрасте Христа и никакого "душевного кризиса" в тот момент не переживал.


Он сам пишет в этой книге, что заблудился в жизни, ему тяжело. Да и в предисловии сказано о травле на него из-за опубликования повести об антихристе. Это я и подразумевал.


Будьте внимательнее: заблудился он на семь лет раньше, и ещё до того вышел роман "Антихрист (Записки странного человека"), но никакой травли не вызвал. Это и другие произведения Свенцицкого читайте здесь: http://az.lib.ru/s/swencickij_w_p/. Подробная биография есть в Википедии.


Не хочется спорить, но вот цитата из предисловия. Я её не выдумал.

Выход в свет романа "Антихрист, или Записки странного человека" вызвал такие неприятности, что Валентин Свенцицкий был вынужден бежать во Францию с чужим паспортом. По возвращении, в 1915 году, Он отправляется в Новый Афон и знакомится там с жизнью монахов-пустынников на горах Кавказа. Так родилась книга "Граждане неба".

Процитировать то место, где сам Свенцицкий на вопрос одного из пустынников говорит, что заблудился, я смогу не раньше, чем перечитаю книгу. А это обязательно будет.

Это и другие произведения Свенцицкого читайте здесь: http://az.lib.ru/s/swencickij_w_p/.

Лучше читать в бумаге. Это не только удобнее, но и соответствующему издательству отойдёт денежка - это честнее.
А Википедия, при всём к ней уважении, - свободная энциклопедия. Так что даже я могу прямо сейчас исправить любую статью. Кроме всего она строится на пересказе источников, которые не всегда точны (вплоть до источников источников). я не говорю, что биография Валентина Свенцицкого там ошибочна, но возникло же у нас откуда-то разногласие. Хотя я ничего не выдумал, вы ничего не выдумали.
А вообще - всё это мелочи. Главная, что книга превосходная и полезная.


Уважаемый j_t_a_i, я биограф и редактор Собрания сочинений о. Валентина. Написанное в предисловии к этому изданию не соответствует действительности, искажён редакторами и авторский текст. Лучше читать авторитетные издания, а в каком они виде -- не столь важно.
Факты о Свенцицком в Википедии те же, что и в словарях «Русские писатели» (Т. 5), «Русская философия» (М., 2007) и в самой полной его биографии, опубликованной с "Диалогами" (М., 2012), впервые изданными без цензурной правки.
Во Франции и вообще заграницей Свенцицкий никогда не был, с пустынниками общался перед самым началом Великой войны (с 25 июня по 4 июля); вот почему так важны последние страницы книги -- это образ уходящей империи.
Чертков С. В.


Ух ты. А я раз имею 2 тома из Собрания Сочинений Валентина Свенцицкого под вашей редакцией. Вот уж не думал, что встречу человека, которого нужно за них благодарить.
А если говорить об ошибке в книге, то это, конечно, прискорбно, но хорошо,что выяснилось. Спасибо.


Приятно встретить не праздно интересующегося. Недавно вышел 3-й том "Религия свободного человека" с не переиздававшимися работами 1909-1913 гг. Спрашивайте в книжных магазинах.