Больше рецензий
3 декабря 2014 г. 21:24
489
Гуляя по горам и низинам, любуясь рыбами и птицами, радую сердце своё.
Цзи Кан
Один древний японец говорил, что ничто так не утешает, как скитания вдали от людей, там, где свежи воды и травы. Жаль, что не всем дано понять, насколько прав этот древний бродяга! Трижды прав.
Да, понятно, что пустынники ищут не только утешения, отдохновения утомлённому сердцу, разменявшемуся ради пустых бессмысленных дел в вечной житейской сваре. Но скажем, что променять на хижину в горах всё своё состояние – это ещё не подвиг, но уже мудрость.
Валентин Свенцицкий, чьи работы всегда чрезвычайно интересны, предлагает нам вернуться по волнам его памяти в тот год, когда он, ещё юношей, переживал душевный кризис и совершил незабываемое путешествие к пустынникам кавказских гор.
Вечная весна в одиночной камере – невозможна, если живешь с Богом. Ибо горы – это не только изумительная панорама, дисциплинирующая душу, это ещё и могучая твердь природы, наваливающаяся на душу и стремящаяся раздавить её. Возможен ли чуткий и внимательный человек, который оставшись один, среди бескрайней молчаливой природы, не почувствует, что он здесь не нужен? Но тот, кто живёт с Богом, чувствует совсем иной - нездешний ветер.
- Давайте, помолимся…
И все мы поворачиваемся на восток, к тёмной тенистой опушке леса, за которой яркими зубцами блестят освещённые горы…
Чем выше в горы, тем всё кристальнее и чище делается лик природы, тем меньше в монахах от мира сего. Свою внешне скудную жизнь они проживают с благодарностью за всё окружающее, а радость их совершенна. И там, высоко, в краю – на пределе возможном для жизни человека, они невероятно просты, не в пример нам дружелюбны, совестливы и трогательны, точно дети, и вместе с тем исполнены великого спокойствия, мудры и ответственны внешне, являя внутри живое биение духа и гигантский подвиг собранной созерцательной жизни, далекой от всякой рассеянности. Они выиграли величайшую на свете битву – битву за простоту сердца.
Рассеянность, развлечения, праздность – жизнь без этих вещей многим покажется странной, скучной и ненужной. Редкий человек знает, что не жизнь без развлечений порождает скуку, а скука порождает потребность в развлечениях; скука же – от неумения жить. В конце концов, как справедливо замечал Даниил Хармс: «Когда человек говорит: "мне скучно", - в этом всегда скрывается половой вопрос», а монахи отреклись от этого.
В книге нет наставлений и поучений, указаний на то, как нужно жить, лишь порой появится тихая и робкая, но требующая честного ответа, просьба:
- Да, хорошо у вас, - сказал я.
- Вот и оставайтесь у нас, - неожиданно предложил о. Исаакий.
- Нет, о. Исаакий, для меня это совершенно невозможно.
Мы остановились.
- Почему? – спросил о. Исаакий и посмотрел на меня в упор.
- Почему? Да прежде всего потому, что я хочу жить в миру. А разве, по-вашему, это плохо?
- Нет, не плохо… Но здесь лучше…
Наставлений нет, но многие выводы можно сделать самостоятельно, если, конечно, читатель не ленив. Я озвучу некоторые из них словами уже знакомого вам японца:
Смерть любого из нас, может быть, наступит сию минуту, не так ли? Мы же забываем об этом и проводим время в зрелищах. Это глупость почище всякой другой!
…изумительно, когда человек скромно ведёт себя, избегает роскоши, не приемлет богатств и не прельщается мирскими страстями. Издревле среди мудрых богатые - редкость.<…> Следует раскидать золото в горах, а драгоценности выбросить в бездну. Самый глупый человек - это тот, кто пленяется богатством.
Как подумаешь о цветах сердца человеческого, что блекнут и осыпаются даже без дуновения ветерка, - становится печальнее, чем от разлуки с умершим, когда постигаешь переход в мир за пределами нашего, ибо не забыть ни одного слова из тех, коим некогда ты внимал столь проникновенно.
Что сказать напоследок, не знаю, но замечу, что это в первую очередь – биография; хорошо написанная биография тайной, сокрытой ото всех жизни.
Комментарии
Спасибо за рецензию.
Где же, в каком месте была обитель?
В том-то и дело, что нет никакой обители. Пустынники (подражая, кстати, древним подвижникам (ведь монашеское общежитие появилось не сразу)) ушли из монастыря ради безмолвия и большей строгости. В монастырь они (за много-много вёрст) иногда приходят, но там относятся к ним по разному. Про их непростые отношения с монастырём есть в книге. А живут они по одному, реже - по двое, строят кельи высоко в горах - и живут. Есть, кажется, домашние церкви. Я потому и писал про твердь природы, что оказаться одному ночью в горах, где за десятки км. ни души - очень страшно.
В горах Кабарды, Архыза есть маленькие часовенки высоко, в лесах с кельями на одного, двух монахов. В ужасном состоянии. Пастухи там ночуют.
Жаль, конечно. Спит себе такой пастух и даже не подозревает, КТО был здесь до него.
Вот так всё и сотрётся. Даже на том месте, где мы сейчас стоим, тысячу лет назад могли твориться удивительные дела (или через тысячу лет после нас).
спасибо за такую сильную фразу!!!!!!!
то-то я всегда радуюсь, когда на дачу выезжаю. Правда...... Вдали от людей, и на природе.
Во время общения с пустынниками летом 1914 г. Свенцицкий был в возрасте Христа и никакого "душевного кризиса" в тот момент не переживал.
Он сам пишет в этой книге, что заблудился в жизни, ему тяжело. Да и в предисловии сказано о травле на него из-за опубликования повести об антихристе. Это я и подразумевал.
Будьте внимательнее: заблудился он на семь лет раньше, и ещё до того вышел роман "Антихрист (Записки странного человека"), но никакой травли не вызвал. Это и другие произведения Свенцицкого читайте здесь: http://az.lib.ru/s/swencickij_w_p/. Подробная биография есть в Википедии.
Не хочется спорить, но вот цитата из предисловия. Я её не выдумал.
Процитировать то место, где сам Свенцицкий на вопрос одного из пустынников говорит, что заблудился, я смогу не раньше, чем перечитаю книгу. А это обязательно будет.
Лучше читать в бумаге. Это не только удобнее, но и соответствующему издательству отойдёт денежка - это честнее.
А Википедия, при всём к ней уважении, - свободная энциклопедия. Так что даже я могу прямо сейчас исправить любую статью. Кроме всего она строится на пересказе источников, которые не всегда точны (вплоть до источников источников). я не говорю, что биография Валентина Свенцицкого там ошибочна, но возникло же у нас откуда-то разногласие. Хотя я ничего не выдумал, вы ничего не выдумали.
А вообще - всё это мелочи. Главная, что книга превосходная и полезная.
Уважаемый j_t_a_i, я биограф и редактор Собрания сочинений о. Валентина. Написанное в предисловии к этому изданию не соответствует действительности, искажён редакторами и авторский текст. Лучше читать авторитетные издания, а в каком они виде -- не столь важно.
Факты о Свенцицком в Википедии те же, что и в словарях «Русские писатели» (Т. 5), «Русская философия» (М., 2007) и в самой полной его биографии, опубликованной с "Диалогами" (М., 2012), впервые изданными без цензурной правки.
Во Франции и вообще заграницей Свенцицкий никогда не был, с пустынниками общался перед самым началом Великой войны (с 25 июня по 4 июля); вот почему так важны последние страницы книги -- это образ уходящей империи.
Чертков С. В.
Ух ты. А я раз имею 2 тома из Собрания Сочинений Валентина Свенцицкого под вашей редакцией. Вот уж не думал, что встречу человека, которого нужно за них благодарить.
А если говорить об ошибке в книге, то это, конечно, прискорбно, но хорошо,что выяснилось. Спасибо.
Приятно встретить не праздно интересующегося. Недавно вышел 3-й том "Религия свободного человека" с не переиздававшимися работами 1909-1913 гг. Спрашивайте в книжных магазинах.