Больше рецензий
30 июня 2024 г. 17:07
474
5 Увлекательный "сложный" роман
РецензияТо ли усталость, то ли напряженность сегодняшней нашей жизни заставляют при выборе книг искать "что-нибудь попроще". Но иногда (например, в отпуске) обращаешься к нечитанной мировой классике или к заведомо "сложным" авторам.
Первый роман Вирджинии Вулф, прочитанный мной - "Миссис Дэллоуэй". Публикация в "Иностранной литературе" (далекий 1984) сопровождалась статьей, разъясняющей особенности стиля автора и место ее в литературном процессе, что очень помогло в попытке понимания смысла этого произведения. Автор запомнился.
"Орландо" - из тех книг, которые стоит читать неспешно, с возвратами, книга, в процессе чтения которой и после думаешь о смыслах, в ней заложенных. Книга, написанная очень хорошим, выразительным, иногда слегка стилизованным под соответствующие действию исторические эпохи, языком. Не смотря на всю сложность и многослойность романа, повествование ведется легко, стремительно, оно захватывает и увлекает.
Это роман-игра. Игра со временем. Игра с читателем. Игра с будущими критиками. Около трехсот лет истории Англии и английской литературы умещаются в жизни одного героя. Одного ли? И дело даже в невероятном смене пола. Не очень меняясь внешне (по крайней мере, процессы этих изменений идут в отличной от реальной системе отсчета времени) герой (героиня) изменяют отношения к одним и тем же персонам и обстоятельствам. Изменения внешнего мира (от елизаветинской эпохи до 1928 года) неизбежно влечет изменения внутри этот мир воспринимающего сознания героя (героини).
Роман-биография, показывающий невозможность написания такого романа. В самом деле - ну откуда автору знать, что действительно движет поступками героя и его рукой, пишущей то, что сделает его биографию интересной для нас. Кто может проникнуть в чужие мысли? А ведь именно жизнь мысли и есть важнейшая часть любой биографии. Мы же читаем в биографических романах о событиях, действиях, причины которых вполне постигнуты быть не могут. И вот автор предлагает биографию своего героя. в которой многособытийный отрезок его жизни излагается несколькими фразами, а несколько минут, в ходе которых тот самый "поток сознания" проносит в голове его множество предметов, лиц и событий, меняя что-то в понимании этих лиц, событий и предметов, займет десяток страниц. Для понимания человека важна не событийная сторона его жизни, а история жизни внутренней, которая недоступна никому.
Роман исторический, содержащий короткие, но очень выразительные описания картин различных исторических эпох. И здесь вновь усмешка автора, теперь уже в адрес исторических романистов: осознанное смещение во времени событий истории, сведение за одним столом лиц, которые в силу даты своего рождения никак за ним не могли оказаться - все это приемы нередко встречающиеся в исторической беллетристике.
Игра в классики