Больше рецензий

21 июня 2024 г. 14:06

31

4.5 Спойлер

О чем только нынче не пишут книги.
Например, о мире будущего, в котором машину времени используют для того, чтобы отважные герои, Рейчел и Лиам, отправились в прошлое с целью спасти часть наследия Джейн Остин: письма к сестре Кассандре и роман «Уотсоны», которые сохранились лишь частично.

Для этого им необходимо внедриться в английское общество (положить фальшивые деньги в банк, снять жилье, нанять прислугу и проч.), свести знакомство с Генри Остином, чтобы он познакомил их с сестрой, войти в доверие к Джейн, заполучить письма и рукопись, а затем вернуться обратно в будущее через портал в заранее установленные время и день. Задание со звездочкой - попытаться понять, от какой именно болезни умерла Джейн Остин. И ещё - постараться своими действиями не слишком сильно изменить историю.

Атмосферу и бытовую сторону жизни эпохи автор передала хорошо, и трудности и переживания, с которыми сталкиваются Рейчел (псевдоним Мэри) и Лиам в начале пути, вызывают волнение и сочувствие, поэтому я погрузилась в историю с головой.

Я осознаю, что легкость продвижения по сюжету и импонирующий сеттинг эпохи Регентства и жизни Джейн Остин сыграли большую роль в том, что каких-то минусов я вовсе не заметила, а тем, что заметила, не позволила испортить впечатление.

«Так что же ты заметила?» - спросите вы, а я отвечу:

(Дальше раскрываются некоторые повороты сюжета).

1. В начале книга как будто заигрывает с читателем, заставляя поверить, что это один из романов Остин, но ближе к середине, когда критические препятствия остаются позади, а Рейчел (она же Мэри) завоевывает симпатии окружающих мужчин, нас постепенно затягивает в пучину её мыслей о них, - что было неожиданно, слишком подробно и совершенно излишне. Не говоря о том, что ещё и нелогично, поскольку один из них живет в 1815 году, а другой - обручен в условном 3250.

2. Классика: не до конца понятны характеры персонажей и мотивы их поступков, которые порой очень выбиваются из ожиданий.

3. Слишком быстро чопорное английское общество в лице семьи Остин и их окружения приняло главных героев, по легенде - чужаков с Ямайки, детей англичанина-плантатора, выступавшего против рабства, избавившихся от наследства вскоре после смерти отца; абсолютно не похожих друг на друга брата и сестру, которые появляются из ниоткуда.

4. Притом, что вся книга охватывает примерно год событий, повествование достаточно разрозненно, нет плавного перехода от одного этапа к другому.

5. Когда коварный замысел выкрасть письма и рукопись неизбежно раскрывается, герои рассказывают Джейн Остин правду о своей миссии, о том, что прибыли из «другого мира» и знают, что случится в будущем. И Джейн им охотно верит! И сама отдает рукопись «Уотсонов»! Ага.

6. За время миссии Рейчел и Лиам успели так повлиять на ход истории, что возвращаются не в свой сильно изменившийся мир, а в его параллельную версию, но событиям, случившимся после возвращения, уделяется очень мало внимания, а персонажи пребывают словно во сне: не общаются друг с другом и без особых эмоций воспринимают то, что их «реальные» жизни перевернулись с ног на голову и фактически не имеют к ним никакого отношения.

7. В той версии будущего, в которую вернулись Рейчел с Лиамом, менять прошлое считается нормальным, и чуть ли не каждую минуту новые версии происходящего затирают старые. А?

8. Указание «постараться не менять ход истории» не имело никакой ценности и на самом деле означало «поменяйте ход истории так, как хочется руководителю проекта».

…без happy end’а, конечно, не обошлось, и любовь восторжествовала.

Но лично я предпочла бы финал, в котором герои остались в прошлом без ясных перспектив возвращения, или тот, в котором они добираются до портала, совершают переход в будущее, но их окутывает тьма, а все последующие события остаются интригой и отдаются на откуп фантазии читателей.

Как итог, роман «Проект «Джейн Остен» стал приятным компаньоном на несколько вечеров, поднял настроение и подарил почву для размышлений. На чём и завершаю мысль.