Больше рецензий

kiss_vita

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 ноября 2014 г. 14:10

43

4

Мне было тяжело дать оценку этой книге О. де Бальзака. В отличие от тех произведений, которыми я упивалась около 10 лет назад ("Отец Горио", тот же "Гобсек" и "Шагреневая кожа"), "Блеск и нищета куртизанок" упорно навевали на меня скуку первые две главы.

Хотя, вроде, что же еще нужно для интригующей завязки романа? Прекрасная блудница, ступившая на путь истинный во имя чистой любви, тщеславный юноша, к ногам которого скоро падет вечно пиршествующий Париж, высокопоставленные язвительные особы, преданные слуги с темным прошлым, и роскошь, и блеск, и сверкание, месть и предательство, страсть и ревность - всё на своих местах. А лихо закрученные повороты сюжета, опасное противостояние полиции и гениального ума беглого каторжника, обманные маневры и расставленные повсюду ловушки? "Этого тебе мало?"- спрашивала я себя, искренне не понимая, откуда берется зевота и нежелание читать взахлеб.

Я даже немного испугалась, а не зажралась ли я за эти 10 лет чтения (Бальзак ей, видишь ли, не нравится). Я не могла не заметить некую картонность, шаблонность героев – Люсьена и Эстер. Персонажи второго плана вообще казались вырванными, вставленными в угоду фантазии автора (после подробно прописанных характеров Э. Золя, в буквальном смысле оживающих на страницах, просто невозможно натянуто). Мешали постоянные отвлечения от повествования в виде описания архитектуры или жизни нововведенного персонажа. Следует отдельно отметить, что электронная книга, которую я нашла, не отличалась должным качеством, и постоянные ошибки сводили на нет и так уже сомнительное удовольствие.

Но, как результат, я в очередной раз влюбилась в книжного мерзавца с большой дороги (Монте-Кристо, подвинься). Хоть Жак Коллен, он же аббат Карлос Эррера, также идеализирован и не совсем естественен, но в нем чувствуется жизнь и звериная сила, и скользкий изворотливый ум. Бальзак даже наградил его широкими душевными порывами и потоками слез, которые проливались на могилу бедного Люсьена. Этакий хитрый дьявол с человеческими привязанностями (и плевать, кого и почему он любил) и стальной выдержкой. Мне нравится, когда персонаж (человек) очаровывает своей жизненной силой, мощью духа и воли, харизмой лидера ведет за собой. А кого ведет, так ли это важно, богачей, аристократов, буржуазию или куртизанок, воров и подлецов? В этой книге замешаны все эти типы, и не сказать, чтобы они сильно отличались друг от друга. В любом случае, цель всего этого круговорота личностей либо удовлетворить тщеславие и алчность, либо не потерять те имеющиеся блага, что уже удовлетворяют эти человеческие грехи. Здесь абсолютно справедливой кажется фраза Жака:

«Вы именуетесь Государством…; а я хочу именовать себя Правосудием;… нам следует проявлять в наших отношениях тем более достоинства и приличия, что мы всегда останемся отъявленными канальями».


Отдельно хочется сказать о той силе, которая участвовала в политических шахматах Парижа XIX века, оставаясь при этом и в ореоле элегантности и безнаканности, и в суровых рамках приличия закостнелой аристократии. Бальзак по праву превозносит на трон величия изысканный женский мир, раздираемый страстями, где одной запиской, усмешкой или выражением глаз можно обречь человека на мучения, страх, позор или же облагодетельствовать всеми возможными удовольствиями. Не сравнится с этим миром жеманниц и кокеток чопорная Англия, как бы хорошо я к ней не относилась. Только Франция могла породить существ столь обольститеьных и чарующих, сколь коварных и мстительных. Мимолетные, но всемогущие куртизанки, пускающие по ветру фамильные достояния и многомиллионное богатство ради призрачного удовольствия блеснуть на балу, который вскоре будет стерт из памяти общества другим, более пышным празднеством.

«Мы одарили бы нашу эпоху одной из тех великолепных фигур в духе Аспазии, без коих нет великого века. Посмотрите, как Дюбарри походит к восемнадцатому веку, Нинон де Ланкло к семнадцатому, Марион Делорм к шестнадцатому, Империа к пятнадцатому, Флора к римской республике…Чем был бы Гораций без Лидии, Тибулл без Дели, Катулл без Лесбии, Проперций без Цинтии, Деметрий без Ламии – которые и поныне создают им славу!»


Причем история сохранила на своих страницах имена этих блистательных куртизанок, которые покоряли королей и пленяют воображение до сих пор. Литературный мир женщин полусвета также очень богат – помимо Эстер на ум сразу приходит Манон, Нана, Маргарита Готье, уже упомянутая Марион - личности творческие не уставали пленяться пикантностью темы да и прелестями самих гетер. Иногда мне кажется, что зря современный мир в лице феминизма сравнял женскую силу пробивной изворотливости, приправленной красотой и напускной покорностью, с холодной силой мужчины, рассудительной и расчетливой. Это же бойцы, владеющие разным оружием.

В общем, произведение интригующее, но не пробирающее до дрожи, где особенно запомнился Жак Коллен и подробно описанный мир каторжников и куртизанок.

Книга прочитана в рамках "Игры в классики"

Комментарии


Я начала читать Бальзака из-за того, что он частенько общался с одной легендарной личностью его времени, с этой личности он и списал Вотрена. Именно из-за этого Вотрен не картонный и шаблонный герой, а такой реальный. Его харизма это отголосок великого человека с которого он списан. Но как описывает Вотрена Бальзак, как он чернит и выставляет Вотрена злодеем! Бальзак, приглашавший человека к себе на обеды и слушавший его щедрые рассказы про каторгу, преступников, тюрьмы и так далее, вписавший во многих своих героев черты этой легендарной личности и так очернивший эту личность с моей стороны заслуживает отвращения.
Поистине, Гогю взяв за основу ту же историческую личность вывел своих Жана Вальжана и Жавера гораздо лучшими людьми.


Этот момент как-то прошел мимо меня, но теперь все встало на свои места. Спасибо, я бы не подумала искать живой прообраз Вотрена. Пожалуй, стоит почитать биографию Бальзака.