Больше рецензий

raccoon_without_cakes

Эксперт

по подсчету енотов и печенья

13 июня 2024 г. 17:15

117

4 Пожалуй, даже слишком больно

Это большой роман, большой во всех смыслах. Особенно для дебюта писательницы. И очень острый, читать мне его было очень больно и все время хотелось бросить. Поэтому в моменты, когда глазами читать было уже невыносимо, я переходила на аудиоверсию, тем более что у книги она замечательная.

Я выросла в Волгограде, совсем рядом с Калмыкией. Съездить весной посмотреть на цветущую степь — это практически обязательный экскурсионный маршрут, как и доехать до Элисты и посмотреть на статую Будды. И поэтому роман ощущался как-то особенно близким, соседским. И ощущения от чтения были очень близки к чтению «Тихого Дона», хотя я не хочу сравнивать книги в какой-либо степени, я говорю лишь об ощущениях.

Это история нескольких поколений одной калмыцкой семьи Чолункиных, от детства дедушки до взросления внука, один крайне нестабильный век. И начинается роман сразу в лоб, с поезда, везущего в ссылку, со смертей, холода и голода. А потом делает шаг назад, когда читатель уже задохнулся от боли пока незнакомых ему людей, - шаг к чаю, традициям, к сватовству, к бравым гарцующим казакам, готовым ринуться в бой на Русско-Японской войне.

Романом о семье рассказана еще и история страны — войн, переворотов, репрессий. Когда невозможно было выбрать одну верную сторону, когда родные братья могли воевать и за красных и за белых, а кажущиеся правильными вещи на следующий день могли стать поводом для расстрела. И большая семья споткнулась о каждый камень на этой дороге, получила пощечину от каждого изменения ветра. И не потому, что были плохими или хорошими, обычными они были, со своими плюсами и минусами, как все люди, тогда всем доставалось. Время было такое.

Тема преданности семье и культуре — важная черта книги, подчеркнутая не только главными героями, но и всем калмыцким сообществом, описанном в книге. Уважение к старшим (старший брат может убить младшего за проступок), строго патриархальные семьи, в которых женщинам не позволялась лишний раз подавать голос, обращение с детьми и религиозность — многое из этого современным взглядом читать не просто. Точнее, читать то просто, у текста чудная певучесть, но во мне все бурлило даже от самого процесса сватовства и множества запретов по отношению к девушкам. Но все постепенно меняется, и под влиянием внешних событий, и из-за повышения образованности людей. Иногда со скрипом, но меняется. И да, мне важно отметить, что я заметила не только негатив. Я заметила и сплоченность семей, и любовь к друг другу, и доброту, и прекрасные песни, льющиеся над степью, и полные огня танцы.

Илишкина заставляет чувствовать множество эмоций, от разрывающей сердце несправедливости, до согревающей теплоты. Она не морализаторствует и не призывает занять какую-то сторону, она рассказывает. Рассказывает прекрасным, богатым языком о большой степной семье, чей дом залили кровью и засыпали пеплом, но которая старалась жить несмотря ни на что.

И все же, очень хочется сказать, что я взялась за этот роман в сильно неправильное для меня время. При всех его плюсах, я себя им измучила и заставляла к нему возвращаться, из-за чего чтение растянулось почти на неделю. Это не вина текста, но моего эмоционального состояния. Потому что он очень больно бьет.