Больше рецензий

19 ноября 2014 г. 09:32

792

3

Для многих в школе написать сочинение было большой проблемой. Некоторые не понимали принципов изложения. Всё это складывается из многих факторов - один из которых говорит о неправильно постановленной системе образования. Можно бесконечно биться лбом об стену, да пытаться дотянуться пяткой до затылка, но совершенно не имеют значения те списки художественной литературы, вокруг которых ходят кругами, стараясь обосновать важность присутствия одних и необходимость убрать другие. Всё это пустое! Любая литература должна формировать устойчивую способность ученика к грамотному подбору книг для самостоятельного чтения и выработать вкус к литературе вообще, без которого подросший читатель берёт в руки низкокачественные работы, восхваляя то, что гроша ломанного не стоит, и отдаляя от себя более глубокие произведения, суть которых он не может раскрыть. Именно для возможности быть грамотным человеком с устойчивым взглядом на мир, способным обосновать свою точку зрению, нужны сочинения в школах.

Главной задачей учителя в 5-8 классах является развитие в учениках наблюдательности и способности следовать конкретно заданной мысли, не позволяя отходить в сторону. В более старших классах будут послабления, но пока ученик должен чётко выполнять задание учителя, следуя в своих сочинениях строго заданной темы. Учителя литературы уверены в необходимости сочинений в школьной программе, также в этом уверены и другие преподаватели предметов, где сочинения не предусмотрены, но были бы при этом желательны. Когда ученик пишет сочинение, то он в первую очередь анализирует материал, находя свои слова для выражения новых мыслей. Каждая последующая мысль всегда принимает более законченный вид, нежели мысль предыдущая - книга за книгой, сочинение за сочинением: всё это позволяет лучше ориентироваться в окружающем мире. К сожалению, большинство учителей придерживаются некой программы, которая никак не развивает ребёнка, а только вырабатывает у него стойкое отвращение.

Предлагается 7 ступеней для овладения умением писать сочинения: осмыслить границы заданной темы, подчинить текст определённой мысли, собрать информацию, систематизировать материал, выбрать форму для сочинения (рассказ, описание или рассуждение) , правильно выразить мысли, редактировать написанное. Всё это подробно изложено в книге, где каждой ступени уделено достаточное количество страниц с доступными примерами результативности методики. Сторонний читатель не сможет найти в этой книге тех моментов, благодаря которым он постигнет столь несложную науку, у него уже должен был выработаться хоть какой-то способ своего взгляда на мир, который он может совершенствовать самостоятельно дальше. Проходить прописные истины нужно было в школьные годы. А вот практикующие учителя найдут в книге действительно много полезного материала. Авторы книги не просто выражают одну точку зрения на предлагаемую систему, а постоянно ссылаются на известных людей, чьё мнение тоже становится важным, хоть и часто противоречивым.

Одно из самых непонятных требований при написании сочинений - это требование вставлять цитаты из текста, подгоняя под них ход мыслей. Я не мог найти объяснение этому тогда, не могу найти и сейчас. Во многих книгах именитых людей при разборе литературы до сих пор находишь следование системе "цитата-обоснование", что превращает текст в диалог с автором, который читать интересно только тому, кто это пишет. Но! Такой стиль следует считать кощунственным издевательством по отношению к самому автору, поскольку такая трактовка подразумевает под собой только домысливание определённых вырванных из текста моментов, что всё-равно будет являться плодом фантазии над подразумевающимся и ничем больше. Ведь в сочинениях о картинах только профессионал будет говорить о выборе художником бумаги, красок, кистей и способе нанесения изображения; остальные увидят только детали нарисованной картины, но не количество мазков и силу нажима в разных местах полотна. Точно так получается и с цитатами.

Главным советом, которым должны пользоваться все - это умение редактировать написанное. Предлагается вариант в 3 этапа, когда сперва просто пишется текст без соблюдения правил пунктуации и орфографии, потом текст правится, из которого убирается всё лишнее, и только в последний заключительный этап сочинение приобретает завершённый вид, когда всё будет исправлено вновь, а само сочинение обязательно должно быть прочитано вслух, в результате чего удаётся установиться большее количество ошибок в тексте в виде всё тех же знаков препинания, неправильно написанных слов и паразитирующих повторений.

Прочитал параграф по физике - напиши об этом сочинение... Только годы прошли, а писать такие сочинения остаётся предлагать уже своим детям.

Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
- "О богатстве русского языка" И. Ильинской

Комментарии


Скучно всё это как-то, "в рамках", "в тисках" каких-то. При чтении рецензии (она хорошая, что бы ты не подумал) - но как раз полёта творческого нет. Всё четко, роботизировано что ли. Я никогда не чувствовала удовольствия и чуда при написании сочинений в школе, наверно, по многим причинам:
- обе учительницы не особо напрягали и ковыряли нас за них. Мы просто сидели и списывали со шпор, которые заранее купили.
- мне не нравились все произведения. Я их читала, но никакого отклика в сердце и голове не находила. Возможно,я все 11 классов не могла дорасти до школьной программы. Не знаю. Но могу точно сказать, что в школе не смогла бы даже написать просто восторженную рецензию, как на этом сайте. Мне просто было не на что излить восторг. А анализировать детям, ещё не имеющим хоть какого-то жизненного опыта, за которых почти всё решают родители. К чему это всё? Сухой анализ, летящие в никуда слова сочинения?...Вот как раз заставлять детей входить в эти рамки...Жутко. Мне кажется, что было бы лучше провести сначала опрос-семинар и спросить: "А у кого вообще есть мысли по поводу произведения? Смог ли кто-нибудь написать хоть маленький отзыв - положительный или отрицательный?". Может, не стоит выжимать из детей не свои мысли. И дать ребенку право вообще не писать сочинения, предварительно поняв его и спросив, почему так. Или, если он не может провести анализ, но хочет написать просто о каких-то моментах, дать ему эту возможность?


всё так. но кроме художественных произведений тут есть примеры сочинений другого плана, отражающих, допустим, твой досуг - "Как я провёл лето" - или поход в театр - "Чем мне понравился спектакль". К сожалению, я уже писал в рецензии - современное школьное сочинение не подразумевает под собой инструмент для интеллектуального роста ученика, что не нравится авторам данной книги. Просто повелось издавна писать сочинения, вот и пишут.


Согласна.) Проблема, как всегда, в корне и его ответвлениях, в подаче, требованиях и целях.


точно. так мне и надо было выразиться в рецензии, а то начал, понимаешь, ручку расписывать :]


))) Да это я всю жизнь набиваюсь в сёстры к сестре таланта. А ты сделал всё правильно, по сути изложил.))


благодарю


Интересно, эта книга есть в электронке?..


да, именно электронную и читал


Ага, нашла, спасибо :)


вот и славно


Надо будет найти книгу, интригует.

сперва просто пишется текст без соблюдения правил пунктуации и орфографии

Как?! Как написать текст без соблюдения этих правил?!


я сам изначально уже все правила автоматически соблюдаю, но совет-то исходит от Льва Толстого.


Очевидно, предполагается, что учитель литературы является "грамотным человеком с устойчивым взглядом на мир, способным обосновать свою точку зрению" и умеющим видеть, слышать в наборе слов ученика его точку зрения.
Т.к. не все преподаватели такие, то чтобы научиться писать сочинения, нужно только лишь правильно классифицировать преподавателя.
В некоторых случаях достаточно не будить препода, спящего на уроке. Большую перемену помните?: взрослые ученики и утомленный личной жизнью Нестор Иванович)))


всё сложно, всё очень сложно.


Не то слово)))
Я вот всё думала - ну чтож меня зацепило в этих сочинениях?
Перечитала рецензию. Всё просто!

В детстве и юности легко доставала пятками до затылка.
А вот представьте теперь, как при такой чувствительности к словам (она у всех такая подозреваю) учить детей выбирать из текста идею)

В фильме Расписание на послезавтра директор школы в исп.Олега Даля предлагает исследовательский метод всего из четырех шагов.


что за методы?


постановка проблемы
умение сформулировать гипотезу
отстаивание ее истины
защита решения перед коллективом всего класса


Рискну сказать, что каждое школьное сочинение строится по этой схеме.
Просто проблемы волнуют другие: как мне надоела эта училка, я ничего не понял в этой книжке, за окном прекрасная погода, Марь Ванна - я люблю вас, Ленка - дура, млеет от Печорина и т.д.
Таким образом, учась писать сочинения, есть риск научиться сливать за ненадобностью свои истинные чувства.
Вот я придумала)
Не обращайте внимания, сочинения нужно уметь писать.
Иначе не получить медаль)))


мне кажется, эти 4 пункта везде превалировали в советское время... во всех отраслях.


Разве что-то изменилось?

На мой взгляд, это хорошие четыре пункта.


проблема в том, что любая проблема надумана, а гипотеза аксиомична, где истина стоит только за словами автора, при абсолютном безразличии коллектива - этакий нигилизм, съевший советских людей.


Разве я говорила о безразличии коллектива?
Здесь такая штука: автор, понимающий свои слова, всегда найдет созвучие в своем окружении.
При чем здесь нигилизм - отрицание? Вы еще юродивых вспомните.
Я об искренности... Как единственном способе.


ладно, главное научиться хоть мысли свои излагать письменно


улыбаюсь - хорошо ответили)

Понятно
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее