Больше рецензий
15 ноября 2014 г. 21:15
166
4
РецензияЛюблю лихие книги! Люблю отвязанных авторов и их безбашенный креатив! Но больше всего люблю свободную интерпретацию известных сюжетов и литературных персонажей, приносимых в дар (или в жертву?) собственным научным идеям. Так что для меня «Страх и смерть желания» были не просто оригинально и интересно написанной книгой – это было, пусть маленькое, но событие для моих капризных мыслей и эмоций. Я не консервативна, и в состоянии обсуждать литературные образы не только в границах школьных шаблонов, но авторские трактовки Фауста («Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой»), Снегурочки («Но что со мной: Блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома!...»), Катерины из «Грозы» («Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?») я восприняла, как отличница из провинции воспринимает эпатажного и мятежного интеллектуала из столичного мегаполиса.
Но неожиданно, как, видимо, часто случается с впечатлительными девочками из провинции, авторская трактовка меня увлекла. Я поверила в возможность такого истолкования характеров и в чём-то даже согласилась с ним, может быть, потому, что мне никогда не нравилась Анна Каренина, я терпеть не могла Наташу Ростову, Катерину я вовсе не воспринимала «лучом света в тёмном царстве», а в пушкинской Татьяне я видела просто романтичную деревенскую барышню, Вера Павловна с её снами всегда казалась мне слегка нездоровой, Эмма Бовари выглядела жалко, а Ирэн Форсайт казалась эгоистичной. А уж о тех, кто «коня на скаку...» и «в горящую избу...» и говорить нечего.
Наверное, эта книга мне понравилась, потому что в чём-то совпала с моим давним внутренним отрицанием навязанного ещё в школе шаблонного, сформированного ментальностью XIX века, понимания литературных образов и моделей любовных и супружеских отношений. А идея соединить теоретические постулаты Выготского-Леонтьева и Фрейда-Лакана в интерпретации человеческих желаний сама по себе показалась очень любопытной, ведь точек соприкосновения между ними, как я думала раньше, не так уж и много. Что-то в этом есть – взглянуть на классику иначе, сняв привычные «очки».
Комментарии
Очень любопытное описание! А я даже и не слышала об этом авторе.(
Утащила в "хотелки", спасибо!
Рада, что открыла для Вас нового автора, да ещё такого замечательного! Мне особенно понравилась глава про Катерину. Надеюсь, Вы тоже получите от книги удовольствие - и интеллектуальное, и психологическое. :)
Я все время сомневаюсь в своей оценке персонажей, поэтому хорошая, посвященная анализу прочитанных произведений - настоящий подарок!
Я тоже бываю пристрастна и необъективна в оценке сюжетов и персонажей, но утешаю себя тем, что "сколько людей, столько и мнений" - ни у кого нет лицензии на "единственно правильное вИдение". Но в этой книге - даже не столько разбор характеров героев, сколько попытка приложить научно-психологический подход к сюжету и персонажу и посмотреть, как он будет выглядеть в свете нетрадиционной методологии. Мне было интересно. :)
Чаще всего другой подход дает и другие оценки. Долгое время было принято оценивать только с т.з. морали (той или иной, христианской или социалистической или еще какой-нибудь), вот этот подход меня точно способен "убить".))
Согласна с Вами, тоже люблю поливариантные (и даже провокационные) трактовки и ищу подходы, источники и авторов, которые бы сильнее "отзывались" на мою собственную "внутреннюю правду". :) А Вы читали Д. Ранкура-Лаферьера? Там тоже провокационно (хотя и не неожиданно), но почему-то не резонансно.
Ну, своё "болото" часто бывает не хуже других. :) Но всегда здорово найти единомышленников - это как-то укрепляет веру в себя и своё понимание сюжетов и героев. :)
Просто пришло время изучить и другие "болота", а, если повезет, и чистые горные ручьи.)
Это точно!