Больше рецензий

4 июня 2024 г. 11:59

299

3 "Какая цель у Вселенной?"

Довольно долго откладывала знакомство с очередным сборником, потому что про динозавров я у Цысиня читала уже несколько рассказов, и мне совершенно не нравится этот его сеттинг. По причинам, затерянным в глубинах чертогов разума, я вообще никогда не любила гигантских ящериц, а идея, что они могли каким-то неведомым эволюционным путём прокачаться до разумности, чтобы построить высокоразвитую техноцивилизацию, и вовсе вызывает у моего воображения BSOD.
Но под одной обложкой были обещаны ещё и другие рассказы, кроме того, с зарубежными новинками в жанре sci-fi в наше суровое время не густо, так что читать приходится, что дают.

По итогу испытываю слегка смущённое разочарование.

Несмотря на то, что непосредственно сами представленные здесь рассказы и повесть я действительно читала впервые, всю книгу меня неотвратимо преследовало чувство дежавю - я точно всё это уже видела, причём у этого же автора. Даже диалоги местами как будто бы знакомы, а уж сюжетные повороты и само ядро идей - те и подавно по пять раз переиспользованы, причём даже без смены декораций.
Сборник действительно, пожалуй, даже занятен в том плане, что можно проследить, где Цысинь впервые придумал какие-то яркие образы вроде Костяного города муравьёв или органической вычислительной машины, чтобы потом вписать их в более поздние произведения.
Но в остальном лично мне книга показалась даже скорее средней, чем хотя бы хорошей. Видно, что произведения немолодые, заглавной повести - так вообще двадцать лет исполнилось. Не то, чтобы это было критично для восприятия - хорошие литературные идеи бессмертны, и некоторая даже более возрастная фантастика и сейчас воспринимается великолепно; но на контрасте с более поздними работами Цысиня "О муравьях и динозаврах" читалась с некоторым сомнением.
Слишком наивно, и лично мне это не очень заходит, потому что это не та упрощённость, которая идёт повести на пользу.

Из всего сборника мне понравились только два рассказа: "Конец микрокосма" и "Утром", которые в разной форме рассуждают о загадках квантовой физики и цене, которую человечество готово заплатить за знания, когда к ним так отчаянно стремится. Мысль о том, что в некоторых исследователях страсть к познанию и созерцанию красоты вселенной настолько велика, что перевешивает даже желание жить, не нова, но оформлена была довольно красиво. А вывод, что на самом деле во вселенной вовсе нет никакой цели, только путь, отдаёт каким-то безмятежным привкусом восточной философии.
Хотя ещё, пожалуй, мне понравилась "Бабочка", но не фантастическим элементом, который в ней довольно прост. На моей памяти это первое произведение зарубежного автора, которое так откровенно критикует операцию НАТО против Югославии. Написано очень пронзительно, почему и читается тяжеловато. Если в повести про динозавров муравьи мечтали о том, как появится замечательное существо с разумом и мелкой моторикой, которое унаследует Землю, то в "Бабочке" человечество прекрасно демонстрирует, что от динозавров в умении жить разумно мы ушли недалеко. Просто человечеству повезло - пока - не откопать где-нибудь пару тонн антиматерии.

Остальные рассказы, на мой вкус, были средними. Прочитать можно, некоторые даже вроде бы выражают какую-то мысль, особенно "Слава и мечты" со всей этой спортивно-миротворческой повесткой, но мне всё же ничего больше мне в душу не запало.

В целом, не могу определиться с тем, стоило ли оно вообще потраченного времени. Кажется, нет, и не зря откладывала - можно было и не читать, потому что по моим внутренним ощущениям сборник почти такой же, как предыдущий "Удержать небо", только куда более блёклый и даже слегка стерильный. Не могу понять, с чем это связано, но в этих рассказах именно авторского взгляда, какого-то привкуса восточности, которая весьма остро ощущалась в более поздних работах, практически нет. Убрать имя Цысиня из заглавия, и авторство можно будет приписать кому угодно, хоть американскому, хоть русскому автору, и не заметить несостыковки.
Это для меня довольно странно, потому что национальная фантастика обычно всё же имеет какие-то характерные паттерны повествования и культурный код.

Загадочное.

Вообще Цысинь - он весь какой-то автор-загадка, конечно. После того, как дочитала сборник, из интереса пошла поизучать ещё раз его библиографию, и возникло странное ощущение, что дописав свой magnum opus в лице трёхтомника "В память о прошлом Земли", он закончился как писатель. После 2010-ого года Цысинь не выпустил ни одного романа, только несколько рассказов, и те довольно плотно эксплуатируют уже ранее озвученные авторские идеи. Это несколько печально.
Смутно надеюсь, что следующий перевод на русский язык у Цысиня будет чего-нибудь максимально свежего, хотя верится в это всё меньше.